Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 27.07.2016 по делу N АКПИ16-759

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 27 июля 2016 г. по делу N АКПИ16-759

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Поляковой К.А.

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Юревича М.В. об оспаривании в части постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/242-7 "О заверении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость",

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2016 г. N 291 "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" на 18 сентября 2016 г. назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва.

Пунктом 1 постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/242-7 "О заверении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" (далее - Постановление) Юревич М.В. в числе других кандидатов исключен из федерального списка кандидатов в связи с несоблюдением требований, предусмотренных частью 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ).

Юревич М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании незаконным Постановления в части исключения его из федерального списка кандидатов, указывая на то, что оно принято с нарушением требований части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ и статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) и нарушает его право быть избранным в органы государственной власти.

Свое требование административный истец мотивирует тем, что им в полном объеме были представлены документы, отвечающие требованиям части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, в том числе и сведения о принадлежащем его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации его несовершеннолетних детей по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации. Однако Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России), выявив недостатки в документах, представленных в отношении административного истца, и известив об этом политическую партию, не сообщила дату и время заседания, на котором планировалось рассмотрение вопроса о заверении федерального списка кандидатов, не указала срок для устранения недостатков, чем не обеспечила возможность внесения уточнений и дополнений в представленные документы в установленный срок.

Юревич М.В., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Его представитель - адвокат Айвар Л.К. поддержала заявленное требование.

ЦИК России в письменных возражениях указала, что Постановление принято правомочным составом и соответствует Федеральному закону от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ.

Представители ЦИК России Воронин Д.Ю. и Нестеров А.Ю. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили отказать в удовлетворении административного искового заявления.

В судебном заседании председатель политической партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" (далее - Партия) Артюх Е.П. поддержал требование административного истца.

Выслушав представителей сторон, заинтересованное лицо, показания свидетелей Х. и Ш., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей требование необоснованным и не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В соответствии с частью 10 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ несоблюдение требований, предусмотренных частью 5 или 7 данной статьи, влечет за собой исключение соответствующего кандидата из федерального списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до того, как соответствующий список будет заверен.

Согласно Постановлению основанием для исключения Юревича М.В. из федерального списка кандидатов, выдвинутого Партией, явилось несоблюдение требований части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, а именно отсутствие документов, предусмотренных пунктом 3 данной нормы Закона, которые содержат сведения о принадлежащем его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации его несовершеннолетних детей по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Статьей 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлен порядок представления федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, и иных избирательных документов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с целью заверения этого списка.

В силу части 1 приведенной статьи федеральный список кандидатов представляется уполномоченным представителем политической партии в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не позднее чем через 25 дней после дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Части 4 и 5 этой статьи содержат перечень документов, которые должны быть представлены уполномоченным представителем политической партии в ЦИК России в срок, указанный в части 1 статьи 42 названного Федерального закона, последним днем которого является 13 июля 2016 г.

Исходя из требований приведенных норм все поименованные в них документы представляются в ЦИК России одновременно с федеральным списком кандидатов.

Пунктом 3 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что одновременно с документами, указанными в частях 1 и 4 данной статьи, уполномоченный представитель политической партии представляет в том числе и сведения о принадлежащем каждому кандидату, включенному в федеральный список кандидатов, супругу кандидата и его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации.

Форма утверждена Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2013 г. N 546 "О проверке достоверности сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, о расходах по каждой сделке по приобретению объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и акций, представляемых кандидатами на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов, а также политическими партиями в связи с внесением Президенту Российской Федерации предложений о кандидатурах на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации" и не предусматривает возможности представления соответствующих сведений не на бумажном носителе.

13 июля 2016 г. в ЦИК России поступило уведомительное письмо Партии, в котором сообщалось о выдвижении на Съезде 9 июля 2016 г. кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва и представлении документов для заверения списков кандидатов.

Из приложений под N 5, 8 - 15 к уведомительному письму следует, что избирательным объединением в ЦИК России представлялись документы в отношении кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией.

В судебном заседании были исследованы документы, представленные в ЦИК России в отношении кандидата Юревича М.В.: заявление о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов, копия паспорта, копия документа об образовании, справка о том, что он является депутатом и членом комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации действующего созыва, сведения о размере и об источниках его доходов, справка о своих расходах, справка о принадлежащем ему недвижимом имуществе за пределами Российской Федерации, справка о расходах дочери кандидата Ю., справка о расходах дочери кандидата Ю. Каждый из названных документов подписан лично кандидатом либо заверен уполномоченным представителем Партии.

Сведения о принадлежащем его несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его несовершеннолетних детей в ЦИК России представлены не были.

Данное обстоятельство подтверждается перечисленными выше документами в папке кандидата Юревича М.В., подтверждением ЦИК России о приеме документов от 13 июля 2016 г., подписанным уполномоченным представителем Партии, а также сведениями о представленных документах в отношении каждого кандидата из федерального списка кандидатов, в которых на странице 8 в пункте 288 в строке с фамилией Юревич указано, что документов со сведениями о недвижимом имуществе за пределами территории Российской Федерации представлено в количестве 1 штуки на 4 листах. Каждый лист сведений заверен подписью уполномоченного представителя Партии и печатью Партии.

Утверждение административного истца о том, что справки на несовершеннолетних дочерей о наличии недвижимости за пределами территории Российской Федерации были сданы в ЦИК России, опровергается приведенными выше доказательствами.

Из показаний свидетеля Х. допрошенного по ходатайству представителя административного истца, следует, что он формировал пакет документов кандидата Юревича М.В., указанные выше справки находились со всеми другими документами кандидата и были погружены в автомобиль для доставки в ЦИК России, однако при передаче документов в ЦИК России он не присутствовал.

Свидетель Ш. член рабочей группы ЦИК России, участвовавший в приеме документов Партии, в судебном заседании показал, что представленные Партией документы проверялись в течение нескольких часов, уполномоченный представитель Партии Глушенков А.В. в ходе этой проверки замечаний и претензий не высказывал, по окончании проверки представленных документов подписал подтверждение от 13 июля 2016 г. и сведения на 10 листах, которые отражают количество сданных в ЦИК России документов.

Оценивая исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что факт непредставления в ЦИК России в установленный законом срок справок на несовершеннолетних дочерей кандидата Юревича М.В. о наличии недвижимости за пределами территории Российской Федерации установлен.

Непредставление документов, предусмотренных пунктом 3 части 5 статьи 42 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, в силу части 10 данной статьи влечет за собой исключение соответствующего кандидата из федерального списка кандидатов.

Частью 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах, включенных в федеральный список кандидатов, отсутствия каких-либо документов, указанных в частях 1, 4, 5 и 8 статьи 42 данного Федерального закона, или несоблюдения требований закона к оформлению документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42 Федерального закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о заверении федерального списка кандидатов, извещает об этом политическую партию, выдвинувшую федеральный список кандидатов. Не позднее чем за один день до дня указанного заседания политическая партия вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы, представленные в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации в соответствии с частями 1, 4, 5 и 8 статьи 42 Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями этого Закона, в том числе к их оформлению. Политическая партия вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований названного Закона.

Во исполнение требований Закона по результатам проверки документов, представленных уполномоченным представителем Партии, ЦИК России Постановлением от 15 июля 2016 г. N 22/177-7 известила Партию о выявленных недостатках.

18 июля 2016 г. в ЦИК России уполномоченным представителем Партии были представлены документы, об отсутствии которых сообщалось в извещении, в отношении ряда кандидатов, в том числе и в отношении Юревича М.В.

Между тем исходя из анализа положений частей 1, 4 и 5 статьи 42 и части 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ документы в отношении кандидатов должны быть представлены в ЦИК России одновременно с федеральным списком кандидатов и иными установленными Федеральным законом документами единым пакетом в установленный срок. Часть 7 статьи 48 Закона допускает лишь внесение уточнений и дополнений в представленные в ЦИК России документы, содержащие сведения о кандидатах, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями Федерального закона, в том числе к их оформлению.

В рассматриваемом случае документы, соответствующие требованиям пункта 3 части 5 статьи 42 Закона, не представлялись и представление их частью 7 статьи 48 Закона не допускается.

В связи с этим у ЦИК России имелись правовые основания для исключения Юревича М.В. из федерального списка кандидатов при его заверении.

Ссылку административного истца на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 784-О-О по вопросу применения положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ нельзя признать состоятельной, поскольку при принятии Постановления ЦИК России данное законоположение не применяла. Указанная норма не устанавливает правила извещения о недостатках на этапе, предшествующем регистрации, - заверении списка кандидатов.

Институт уведомления о недостатках в документах на этапе заверения списка кандидатов установлен частью 7 статьи 48 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ, из содержания которой следует, что у политической партии отсутствует право представить документ, который ранее не был представлен одновременно с иными документами в отношении выдвинутого кандидата в составе списка.

Методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденные постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 г. N 235/1486-6, на которые ссылается административный истец в обоснование своей позиции о предоставлении срока для устранения недостатков, не могут быть приняты во внимание, поскольку они не распространяются на правоотношения, связанные с проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Постановление принято ЦИК России полномочным составом с соблюдением установленной законом процедуры.

Поскольку решение ЦИК России в оспариваемой части является законным, то в соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244, частью 3 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Юревича М.В. об оспаривании в части постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 июля 2016 г. N 25/242-7 "О заверении федерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, выдвинутого политической партией "Политическая партия "Российская партия пенсионеров за справедливость" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия.

Судья

Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления