ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 апреля 2018 г. N АКПИ18-284
Верховный Суд Российской Федерации в составе
Российской Федерации Иваненко Ю.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Моисеевой Елены Сергеевны об отмене решения квалификационной коллегии судей Тульской области от 26 января 2018 г. о прекращении ее отставки судьи,
решением квалификационной коллегии судей Тульской области (далее также - ККС Тульской области) от 26 января 2018 г. прекращена отставка мирового судьи судебного участка N 65 Пролетарского района города Тулы Моисеевой Елены Сергеевны в связи с несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
Моисеева Е.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене данного решения, как незаконного, считая, что оно основано на неправильном толковании административным ответчиком норм права и неверной оценке фактических обстоятельств. По мнению административного истца, установленные законом требования должны применяться единообразно независимо от даты принятия отставки судьи; замещение ею различных должностей государственной гражданской службы в период с 18 июня 2008 г. по 31 августа 2016 г. безосновательно расценено квалификационной коллегией судей как нарушение запретов и ограничений, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Права судей, вышедших в отставку до 1 сентября 2016 г. и после этой даты, должны быть равными, в том числе право на замещение должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы с сохранением назначенного ежемесячного пожизненного содержания наряду с оплатой на замещаемых должностях, независимо от возраста и судейского стажа, и правовые последствия трудоустройства на государственную гражданскую службу. Полагает, что пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" должен иметь обратную силу, поскольку он улучшает положение судьи, пребывающего в отставке, а правовые нормы требуют формальной определенности.
Квалификационная коллегия судей Тульской области в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании Моисеева Е.С. поддержала заявленное требование.
Представитель квалификационной коллегии судей Тульской области Мальчиков И.В. не признал административный иск.
Выслушав объяснения административного истца Моисеевой Е.С., возражения представителя квалификационной коллегии судей Тульской области Мальчикова И.В., исследовав и оценив представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы (пункт 1).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 приведенного закона отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 9 и 11 пункта 1 статьи 14 данного закона.
Сохраняя за судьей в отставке звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" одновременно устанавливает обязанность соблюдения пребывающими в отставке судьями определенных запретов и ограничений.
Законом определено, что судья не вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром (подпункт 1 пункта 3 статьи 3).
При этом в силу пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (в редакциях федеральных законов от 17 июля 1999 г. N 169-ФЗ, от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ) судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях, а также в качестве помощника депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо помощника депутата законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, но не вправе занимать должности прокурора, следователя и дознавателя, заниматься адвокатской и нотариальной деятельностью.
На основании Федерального закона от 4 июня 2014 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением подведомственности некоторых категорий дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции и арбитражными судами", введенным в действие 6 августа 2014 г., в абзац первый пункта 4 статьи 3 указанного закона кроме прочего внесено изменение о том, что на судью, пребывающего в отставке, не распространяются требования, установленные подпунктом 1 (в части, касающейся замещения государственных должностей, должностей государственной службы, муниципальных должностей, должностей муниципальной службы) пункта 3 данной статьи.
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального закона "О саморегулируемых организациях" в связи с принятием Федерального закона "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ) пункт 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" изложен в новой редакции, согласно которой в его втором абзаце закреплена норма о том, что на судью, пребывающего в отставке, независимо от возраста и судейского стажа не распространяются требования, установленные подпунктами 1, 11 и 12 пункта 3 названной статьи.
Данные изменения вступили в силу 1 сентября 2016 г.
Исходя из приведенных законоположений до 1 сентября 2016 г. судьи, пребывающие в отставке и не имеющие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо не достигшие возраста 55 (для женщин - 50) лет, не вправе были замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
В силу пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" отставка судьи прекращается в случае несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 3 этого закона (подпункт 2). Решение о прекращении отставки судьи принимается соответствующей квалификационной коллегией судей по собственной инициативе по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке, либо по представлению органа судейского сообщества или председателя суда по месту прежней работы судьи, пребывающего в отставке (пункт 7 указанной статьи).
Моисеева (Зубкова) Е.С., <...> года рождения, была назначена на должность мирового судьи судебного участка N 65 Пролетарского района города Тулы на трехлетний срок полномочий постановлением Тульской областной Думы от 31 октября 2002 г. N 33/901. Постановлением Тульской областной Думы от 16 февраля 2006 г. N 29/1158 она назначена на должность мирового судьи судебного участка N 65 Пролетарского района города Тулы на 10-летний срок полномочий. Решением ККС Тульской области от 16 июня 2008 г. полномочия мирового судьи судебного участка N 65 Пролетарского района города Тулы Моисеевой Е.С. прекращены на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с ее письменным заявлением об отставке.
Пребывая в отставке, сохраняя принадлежность к судейскому сообществу, не имея стажа работы в должности судьи не менее 20 лет и не достигнув возраста 50 лет, Моисеева Е.С. не соблюдала установленные законом запреты и ограничения, действовавшие до 1 сентября 2016 г.
Так, в период с 18 июня 2008 г. по 31 августа 2016 г. она замещала различные должности государственной гражданской службы, в том числе главного специалиста - юриста юридического управления Государственной жилищной инспекции города Москвы, консультанта юридического отдела аппарата Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве, начальника отдела правовой работы и документооборота Уполномоченного по правам человека в городе Москве.
Обстоятельства замещения в обозначенный период должностей государственной гражданской службы Моисеева Е.С. не оспаривает.
Установив факты несоблюдения Моисеевой Е.С. как судьей, пребывающим в отставке, предписанных законом запретов и ограничений в период с 18 июня 2008 г. по 31 августа 2016 г., ККС Тульской области правомерно прекратила ее отставку судьи по основанию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Изложенные в оспариваемом решении выводы основаны на нормах закона и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Доводы административного истца о незаконности решения со ссылкой на изменение с 1 сентября 2016 г. правового регулирования в части ранее действующих для судей, пребывающих в отставке и не имеющих определенного стажа работы в должности судьи или возраста, отдельных запретов и ограничений, не могут повлечь его отмену, так как они основаны на неправильном толковании норм права.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление конкретного объема запретов и ограничений, связанных со статусом судьи, включая определение видов деятельности, которыми вправе заниматься судья, является прерогативой федерального законодателя, который может изменять его в том числе в зависимости от общественной значимости той или иной сферы деятельности, обеспеченности ее квалифицированными кадрами, соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, соразмерности, стабильности, недопустимости ограничения законодательных гарантий статуса судьи или снижения их уровня (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2012 г. N 712-О).
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ уменьшен объем запретов и ограничений для судей, пребывающих в отставке, которые независимо от судейского стажа и возраста вправе замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром.
Вместе с тем, вводя новое правовое регулирование с 1 сентября 2016 г., федеральный законодатель не распространил действие такой нормы на предшествующий этой дате временной период; указание об обратной силе редакции абзаца второго пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в законе отсутствует. Следовательно, поскольку не установлено иное, согласно действию закона во времени он регулирует отношения, возникшие со дня его введения в действие.
Ссылка Моисеевой Е.С. на то, что Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ - а равно и введенная им новая редакция абзаца второго пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" - должен иметь обратную силу, поскольку улучшает положение судьи, пребывающего в отставке, не соответствует выраженной в нем воле федерального законодателя, не распространившего действие закона на лиц, допустивших нарушение установленных законом требований до 1 сентября 2016 г.
По смыслу закона его положения равным образом распространяются с 1 сентября 2016 г. на всех судей, пребывающих в отставке, в связи с этим утверждения Моисеевой Е.С. о неравенстве прав судей, вышедших в отставку до 1 сентября 2016 г. и после этой даты, лишены правовых оснований.
Напротив, в предлагаемом ею толковании конституционные принципы юридического равенства и справедливости не были бы обеспечены применительно к судьям, пребывающим в отставке и соблюдающим установленные для них запреты и ограничения до 1 сентября 2016 г., и теми судьями, кто добровольно и сознательно сделал выбор не следовать этим предписаниям закона до указанной даты.
Принимая решение о несоблюдении запретов и ограничений, судья, пребывающий в отставке, должен осознавать и последствия своего выбора, к которому относятся фактический отказ от принадлежности к судейскому сообществу и юридическое прекращение его отставки судьи в силу императивных правил подпункта 2 пункта 6 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" на основании решения квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного места жительства судьи, пребывающего в отставке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей правомочна принять решение о прекращении отставки судьи, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей и за него проголосовали не менее двух третей членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании (абзацы первый и третий).
Решение ККС Тульской области принято с соблюдением названных выше требований, в правомочном составе, из 20 членов коллегии на заседании присутствовали 14, единогласно проголосовавших за его принятие при использовании процедуры тайного голосования, что соответствует содержанию 14 бюллетеней для голосования и протокола результатов тайного голосования от 26 января 2018 г., подписанного всеми членами коллегии, принимавшими участие в голосовании.
Оснований для отмены решения, принятого ККС Тульской области в установленном законом порядке при правильном толковании норм материального права и с соблюдением необходимых процедур, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Моисеевой Елены Сергеевны об отмене решения квалификационной коллегии судей Тульской области от 26 января 2018 г. о прекращении ее отставки судьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
------------------------------------------------------------------