ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 19 апреля 2017 г. N АКПИ17-101
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Николаевой О.В., Назаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Т., Б. о признании частично недействующими Правил обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 850, полностью недействующей Инструкции о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 01-10,
Правила обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 850 (далее - Правила).
Инструкция о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения утверждена приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 01-10 (далее - Инструкция).
Граждане Т. и Б. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующими Правил и полностью недействующей Инструкции, ссылаясь на то, что оспариваемые нормативные правовые акты противоречат пунктам 3 и 7 статьи 44 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и нарушают права пенсионеров органов прокуратуры на получение установленных законом гарантий и льгот по обеспечению проезда всеми видами общественного транспорта.
Как указывают административные истцы, они являются пенсионерами органов прокуратуры, и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" гарантирует обеспечение их проездными документами на проезд транспортом общего пользования в любом субъекте Российской Федерации. Из-за отсутствия в Правилах и Инструкции указания на пенсионеров органов прокуратуры они лишены возможности реализовать свои права и получить социальные гарантии по проезду транспортом общего пользования.
В суде административные истцы Т. и Б. поддержали заявленные требования, просили суд признать полностью недействующей Инструкцию, поскольку она не опубликована официально для всеобщего сведения, вследствие чего в силу части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации не может применяться, и обязать административных ответчиков принять новые нормативные правовые акты.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству юстиции Российской Федерации (поручение от 16 февраля 2017 г. N СП-П4-905).
Представители Правительства Российской Федерации А., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые нормативные правовые акты соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административных истцов.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения административных истцов Т., Б., представителей Правительства Российской Федерации А., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Р., исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правила изданы в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральным законом "О Следственном комитете Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О судебных приставах".
Так, согласно пункту 3 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурорские работники в служебных целях обеспечиваются проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) в городском, пригородном и местном сообщении, приобретаемыми органами прокуратуры у соответствующих транспортных организаций в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных федеральным законодателем, Правительство Российской Федерации 27 декабря 2004 г. издало постановление N 850, которым утвердило Правила, определяющие порядок обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения.
Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 27 декабря 2004 г., N 52 (часть 2), "Российской газете" 31 декабря 2004 г.
Правила предусматривают обеспечение прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами общественного транспорта. Указанные проездные документы приобретаются органами прокуратуры. Данное правовое регулирование направлено на обеспечение социальной защиты работников органов прокуратуры с учетом рода и характера их работы.
Доводы административных истцов о противоречии Правил Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" являются несостоятельными.
Инструкция разработана в соответствии с Правилами и определяет порядок обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, а также порядок компенсации прокурорским работникам расходов на проезд в служебных целях в случае если прокурорские работники не обеспечиваются в установленном порядке проездными документами.
Определение в оспариваемых нормативных правовых актах порядка обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами не может рассматриваться как нарушение прав граждан, уволившихся из органов прокуратуры в связи с выходом на пенсию по выслуге лет.
Прокуроры, научные и педагогические работники, уволившиеся в связи с выходом на пенсию, в силу пункта 7 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" пользуются правами и социальными гарантиями, предусмотренными пунктом 3 данной статьи, при предъявлении пенсионного удостоверения.
Пенсионное удостоверение не дает право лицам, уволившимся из органов прокуратуры в связи с выходом на пенсию, на обеспечение проездными документами.
Административные истцы фактически оспаривают не содержание Правил и Инструкции, а отсутствие в названных актах указания на пенсионеров органов прокуратуры как лиц, которые подлежат обеспечению проездными документами. Между тем из содержания Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не следует, что Правительство Российской Федерации вправе определять порядок обеспечения сотрудников органов прокуратуры, уволившихся в связи с выходом на пенсию, проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения.
Конституция Российской Федерации в статье 15 устанавливает, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" введена государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, с последующим их официальным опубликованием.
Прокуратура Российской Федерации не входит в систему федеральных органов исполнительной власти и, следовательно, данный Указ не регулирует порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Инструкция размещена в информационно-справочных системах "Гарант", "Консультант плюс". Следовательно, доводы административных истцов о том, что она не была опубликована официально для всеобщего сведения, являются несостоятельными.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Т., Б. о признании частично недействующими Правил обеспечения прокурорских работников, сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих Следственного комитета Российской Федерации, судей и судебных приставов в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 850, полностью недействующей Инструкции о порядке обеспечения прокурорских работников в служебных целях проездными документами на проезд всеми видами транспорта общего пользования (кроме такси) городского, пригородного и местного сообщения, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 12 января 2005 г. N 01-10, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
О.В.НИКОЛАЕВА
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------