Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 17.08.2017 N АКПИ17-516

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 августа 2017 г. N АКПИ17-516

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Сибиле Г.В.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вайненкова Н.И. о признании недействующим приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России",

установил:

приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" (далее - Приказ) приказы МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 "О создании Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел", от 25 марта 2004 г. N 194 "О внесении изменений и дополнений в приказ МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022", от 23 ноября 2011 г. N 1163 "О внесении изменений в Положение о Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России и состав Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденные приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022", от 27 августа 2012 г. N 815 "О внесении изменений в состав Комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденный приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022" признаны утратившими силу.

Вайненков Н.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что он издан с нарушением законодательства Российской Федерации, не был зарегистрирован и опубликован в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ N 763) и Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 (далее - Правила N 1009), нарушает его конституционное право на полное и своевременное пенсионное обеспечение, исчисление и перерасчет пенсии в соответствии с федеральными законами.

В обоснование своего требования административный истец указал, что с 1996 года является пенсионером Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, упраздненной с 1 июля 2003 г. В соответствии с протоколом заседания комиссии по разрешению спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и военнослужащих внутренних войск МВД России от 29 декабря 2011 г. N 1, созданной приказом МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 (далее - Комиссия), незаконно произведен пересмотр его пенсии, пенсионерам налоговой полиции были установлены пониженные тарифные разряды (должностные оклады) по сравнению с пенсионерами МВД России, находившимся в равных условиях. По мнению административного истца, приказ МВД России от 22 октября 2002 г. N 1022 о создании Комиссии и последующие приказы о внесении в него изменений в силу положений Указа N 763 не подлежали применению, поскольку в установленном порядке не прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), не были опубликованы, не имели юридической силы, в связи с чем незаконно признаны утратившими силу оспариваемым приказом.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Его представители Бутенин С.С. и Вершинин В.М. поддержали административный иск.

МВД России и Минюст России, привлеченные к участию в деле в качестве административных ответчиков, в письменных возражениях указали, что Приказ издан полномочным федеральным органом государственной власти, не подлежал представлению на государственную регистрацию, поскольку признал утратившими силу акты, не прошедшие государственную регистрацию.

В судебном заседании представители МВД России - Курсаев А.В., Булгаков Д.В. и Минюста России - Максутов Р.А. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, проверив оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, в редакции, действовавшей на дату издания Приказа (утратило силу с 21 декабря 2016 г.), одной из основных задач МВД России - федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, является обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России (пункт 1, подпункт 5 пункта 3).

В целях осуществления полномочий, в том числе по пенсионному обеспечению указанных граждан, МВД России имеет право образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел, положения и составы которых утверждает Министр (подпункт 67 пункта 12, подпункт 13 пункта 13, подпункт 7 пункта 21 Положения).

Согласно подпункту 3 пункта 21 Положения, подпункту 3 пункта 20 действующего Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, Министр внутренних дел издает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.

В связи с принятием федеральных законов от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целях совершенствования ведомственной правовой базы приказом МВД России от 6 августа 2014 г. N 662, признанным Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (письмо от 5 сентября 2014 г. N 01/79878-ЮЛ), утверждено новое Положение о Комиссии по решению отдельных спорных вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих внутренних войск МВД России и иных лиц.

В силу пункта 7 Правил N 1009 одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей.

С учетом изложенного оспариваемым приказом признаны утратившими силу ранее изданные акты о создании Комиссии, об утверждении Положения о ней и ее составе.

По смыслу пункта 18 Правил N 1009, Приказ не подлежал представлению на государственную регистрацию в Минюст России в порядке, установленном данными правилами, поскольку акты, признающие утратившими силу ранее действующие акты, не проходившие государственную регистрацию в Минюсте России, на государственную регистрацию в Минюст России не представляются.

Таким образом, Приказ издан МВД России в пределах его компетенции с соблюдением требований Правил N 1009.

Оспариваемый акт не регулирует отношения, связанные с пенсионным обеспечением, в связи с чем не может нарушать права административного истца на полное и своевременное пенсионное обеспечение, исчисление и перерасчет пенсии в соответствии с федеральными законами.

Доводы представителей административного истца о незаконности Приказа, признающего утратившими силу акты, не имеющие юридической силы ввиду их издания с нарушением порядка, установленного Указом N 763 и Правилами N 1009, не имеют правового значения.

Перечисленные в оспариваемом Приказе утратившие силу приказы МВД России являются недействующими и судебной проверке не подлежат.

Принимая во внимание, что Приказ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Вайненкова Н.И. о признании недействующим приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 654 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления