Законодательство РФ

Решение Верховного Суда РФ от 13.01.2020 N АКПИ 19-928

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 января 2020 г. N АКПИ 19-928

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Толкачева Константина Сергеевича об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения",

установил:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" (далее - Распоряжение) принято решение об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения.

Толкачев К.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании Распоряжения, ссылаясь на то, что данный ненормативный правовой акт издан с нарушением процедуры, установленной Порядком подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 марта 2018 г. N 202 (далее - Порядок), соответствующие документы не были опубликованы и не были доступны для ознакомления жителям муниципального образования "город Ульяновск", чем нарушены его права как жителя города Ульяновска на участие в управлении делами муниципального образования.

Толкачев К.С. направил в суд заявление, в котором просил перенести рассмотрение дела в связи с невозможностью участия в судебном заседании по состоянию здоровья. Протокольным определением от 13 января 2020 г. суд на основании части 6 статьи 226 КАС РФ отказал в удовлетворении заявления, рассмотрев дело в его отсутствие, учитывая, что Толкачев К.С. надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, о причинах невозможности рассмотрения административного дела в его отсутствие и уважительности причины его неявки доказательств не представил.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 2 декабря 2019 г. N КЧ-П9-10592).

Представитель Правительства Российской Федерации в письменных возражениях на административный иск указал, что Распоряжение издано Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий, в соответствии с требованиями законодательства, не нарушает прав и законных интересов административного истца.

Представители Правительства Российской Федерации Ратьков И.В. и Каморников А.А. в судебном заседании поддержали изложенную в возражениях правовую позицию и просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации Ратькова И.В. и Каморникова А.А., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.

Пунктом 15.3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) принятие решения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере теплоснабжения.

Критерии ценовых зон теплоснабжения определены в части 1 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с частью 4 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении решение об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения принимается Правительством Российской Федерации на основании предложения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения, которое должно включать в себя в том числе заключение о соответствии или несоответствии поселения, городского округа установленным частью 1 данной статьи критериям и рекомендацию об отнесении или неотнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и которое подготовлено в порядке, установленном указанным федеральным органом исполнительной власти.

Разработка и установление порядка подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения и внесение таких предложений в Правительство Российской Федерации отнесено федеральным законодателем к компетенции Министерства энергетики Российской Федерации (далее - Минэнерго России) (пункт 16 части 2 статьи 4 Закона "О теплоснабжении", пункт 4.2.14(15) постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации").

Для внедрения целевой модели рынка тепловой энергии на территории поселения, городского округа исполнительно-распорядительный орган муниципального образования подготавливает и направляет в Минэнерго России документы, подтверждающие соответствие поселения, городского округа критериям ценовых зон теплоснабжения, в соответствии с Порядком подготовки предложений об отнесении или неотнесении поселений, городских округов к ценовым зонам теплоснабжения, утвержденным приказом Минэнерго России от 26 марта 2018 г. N 202.

Пунктом 3 Порядка определен перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие поселения, городского округа критериям ценовых зон теплоснабжения, к которым относятся:

а) копия решения об утверждении схемы теплоснабжения (актуализированной схемы теплоснабжения) поселения, городского округа (далее - схема теплоснабжения) органа, уполномоченного в соответствии с Законом о теплоснабжении на утверждение схемы теплоснабжения;

б) выписка из утвержденной схемы теплоснабжения, подтверждающая, что в поселении, городском округе пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, составляют источники тепловой энергии, функционирующие в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - выписка из утвержденной схемы теплоснабжения). Для поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек выписка из утвержденной схемы теплоснабжения должна быть заверена подписью уполномоченного лица органа местного самоуправления;

в) совместное обращение в Правительство Российской Федерации об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения от исполнительно-распорядительного органа муниципального образования и единой теплоснабжающей организации (нескольких единых теплоснабжающих организаций), в зоне (зонах) деятельности которой (которых) находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения (далее - обращение). При наличии нескольких единых теплоснабжающих организаций, в зонах деятельности которых находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения, обращение подписывается каждой из указанных единых теплоснабжающих организаций. Обращение должно включать в себя в том числе сведения об обязательствах единой теплоснабжающей организации и исполнительно-распорядительного органа муниципального образования по исполнению соответствующих обязательств, установленных для них частями 14 - 18 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении;

г) заверенная органом местного самоуправления выписка из утвержденной схемы теплоснабжения, а для поселений, городских округов с численностью населения более пятисот тысяч человек - заверенная органом местного самоуправления копия части схемы теплоснабжения, подтверждающие, что в зоне (зонах) деятельности единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организациях), подписавшей (подписавших) обращение, находятся источники тепловой энергии, суммарная установленная мощность которых составляет пятьдесят и более процентов суммарной установленной мощности источников тепловой энергии, указанных в схеме теплоснабжения поселения, городского округа;

д) согласие высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящегося на территории этого субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения;

е) копия уведомления, направленного исполнительно-распорядительным органом соответствующего муниципального образования в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения и копия ответа законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на указанное уведомление (при наличии).

Как следует из материалов дела, 5 июня 2019 г. в Минэнерго России поступило совместное обращение администрации города Ульяновска и публичного акционерного общества "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс") об отнесении к ценовой зоне теплоснабжения муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области с комплектом документов, предусмотренным пунктом 3 Порядка, в том числе согласие губернатора Ульяновской области Морозова С.И. на отнесение муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения от 29 мая 2019 г.

Проект предложения об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения был подготовлен Минэнерго России, поддержан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой. Письмом от 2 августа 2019 г. предложение внесено в Правительство Российской Федерации вместе с документами, поступившими из администрации города Ульяновска.

Во исполнение предоставленных федеральным законодательством полномочий Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" (размещено на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 19 августа 2019 г., опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 26 августа 2019 г., N 34).

Доводы административного истца о нарушении процедуры принятия Распоряжения по причине неопубликования документов, предусмотренных Порядком, и об отсутствии у него информации, подтверждающей обсуждение отнесения муниципального образования "город Ульяновск" к ценовой зоне теплоснабжения, являются несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований.

Местное самоуправление осуществляется гражданами Российской Федерации посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

К вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 4 части 1 статьи 16 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов наделены полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными законом о теплоснабжении (пункт 4.2 части 1 статьи 17 указанного закона).

Устанавливая общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и определяя государственные гарантии его осуществления, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает обязанности органа местного самоуправления по информированию граждан и проведению общественных слушаний по вопросу принятия решения об отнесении муниципального образования к ценовой зоне теплоснабжения.

Не предусматривает такой обязанности и Закон о теплоснабжении.

В соответствии с частью 2 статьи 23.3 Закона о теплоснабжении исполнительно-распорядительный орган муниципального образования соответствующих поселения, городского округа:

уведомляет законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении подписать в соответствии с пунктом 3 части 1 названной статьи совместное обращение об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения не позднее чем за тридцать дней до подписания указанного обращения. В течение тридцати дней со дня получения данного обращения законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе высказать мнение по вопросу отнесения поселения, городского округа к ценовым зонам теплоснабжения;

направляет после подписания совместного обращения об отнесении поселения, городского округа к ценовой зоне теплоснабжения в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации запрос о предоставлении согласия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации на отнесение поселения, городского округа, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, к ценовой зоне теплоснабжения.

Таким образом, доводы административного истца о нарушении процедуры принятия решения об отнесении города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения и издания распоряжения Правительства Российской Федерации, а также о неинформировании населения являются несостоятельными.

Нельзя согласиться с утверждением административного истца о повышении размера платы за теплоснабжение в связи отнесением города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения, как не основанном на законе.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в поселениях и городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цен на тепловую энергию (мощность).

Предельный уровень цен утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 23.3, часть 1 статьи 23.6 Закона о теплоснабжении; пункт 148.51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354).

Как следует из материалов дела, в целях минимизации тарифных последствий отнесения города Ульяновска к ценовой зоне теплоснабжения соответствующие мероприятия предусмотрены предварительным соглашением от 27 мая 2019 г., заключенным между администрацией города Ульяновска и ПАО "Т Плюс".

Следовательно, Правительство Российской Федерации приняло оспариваемый правовой акт в пределах своих полномочий и в соответствии с установленным порядком.

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решений незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Толкачева Константина Сергеевича об оспаривании распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 августа 2019 г. N 1775-р "Об отнесении муниципального образования "город Ульяновск" Ульяновской области к ценовой зоне теплоснабжения" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.С.КИРИЛЛОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления