ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 5 июля 2018 г. N АКПИ18-451
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К.Г. о признании недействующим подпункта 154.1 пункта 154 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971,
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971 (далее - Приказ) утверждена Инструкция по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (далее - Инструкция). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 ноября 2006 г., N 8437, и опубликован 20 ноября 2006 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 47.
В пункте 154 раздела "Прекращение международного розыска лиц" Инструкции перечислены основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи, одним из которых является выдача или депортация разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию (подпункт 154.1).
К.Г. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 154.1 пункта 154 Инструкции, указывая на то, что вопреки требованиям статьи 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) и статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) оспариваемой нормой установлены иные основания для отмены международного розыска и для исчисления сроков давности совершения преступления, что позволяет правоохранительным органам Российской Федерации не принимать решение о прекращении международного розыска обнаруженных и находящихся за пределами Российской Федерации на законных основаниях лиц, в отношении которых властями иностранного государства по месту их нахождения по ходатайству российских правоохранительных органов избрана мера пресечения, и ставит указанных граждан в неравное положение с лицами, объявленными в розыск и обнаруженными на территории Российской Федерации.
В обоснование требования административный истец указал, что 15 апреля 2015 г. он объявлен в международный розыск. 14 мая 2015 г. Тверским районным судом г. Москвы в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. 8 мая 2016 г. он задержан в городе Юрмале Латвийской Республики на 72 часа, а затем постановлением следственного судьи Видземского предместья города Риги Латвийской Республики в отношении К.Г. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на один год с целью экстрадиции. 15 июля 2016 г. по ходатайству Генеральной прокуратуры Российской Федерации принято решение о применении к нему меры пресечения в виде запрета на выезд из страны. Постановлением исполняющего обязанности заместителя начальника 11 отдела Следственной части Главного следственного управления ГУ МВД России по г. Москве от 22 августа 2016 г. отказано в удовлетворении ходатайства об отмене международного розыска в отношении обвиняемого К.Г. со ссылкой на оспариваемую норму Инструкции.
К.Г. извещен о времени и месте рассмотрения дела, его адвокаты Р. и М.Л. поддержали заявленное требование и просили его удовлетворить.
В письменных возражениях на административный иск Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (далее - ФСБ России), Федеральная служба охраны Российской Федерации (далее - ФСО России), Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) и Генеральная прокуратура Российской Федерации указали на то, что Инструкция принята в пределах полномочий указанных федеральных органов исполнительной власти с соблюдением формы и порядка введения в действие, оспариваемая норма не противоречит требованиям УК РФ и УПК РФ и не нарушает прав административного истца.
В судебном заседании представители МВД России - К.С., Минюста России - С.Л., ФСБ России - Ч., ФСО России - Д., ФТС России - М. и Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Г. поддержали доводы возражений и просили отказать в удовлетворении заявленного требования.
Выслушав стороны, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Функционирование и взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов иностранных государств по вопросам борьбы с преступностью, а также выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в Международной организации уголовной полиции - Интерполе, осуществляется на основании международных договоров, законодательства Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 1113 "Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола" (далее - Указ N 1113).
Согласно Уставу Международной организации уголовной полиции (Интерпол) (вступил в силу 13 июня 1956 г., СССР член Интерпола с 1990 года) (далее - Устав Интерпола) Международная организация уголовной полиции (Интерпол) имеет целью обеспечивать широкое взаимодействие всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению уголовной преступности и борьбе с ней (статья 2). Для обеспечения сотрудничества каждая страна определяет орган, который будет выступать в качестве Национального центрального бюро. Национальное центральное бюро осуществляет взаимодействие с различными учреждениями страны; с теми органами других стран, которые выступают в качестве Национальных центральных бюро; с Генеральным секретариатом Интерпола (статья 32).
Пунктом 1 Указа N 1113 установлено, что органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола является Национальное центральное бюро Интерпола, структурное подразделение Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - НЦБ Интерпола).
Пунктом 4 данного указа (в редакции на дату принятия Инструкции) федеральным органам исполнительной власти предписано оказывать содействие НЦБ Интерпола в осуществлении его полномочий в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
НЦБ Интерпола при МВД России, а также территориальные подразделения (филиалы) НЦБ Интерпола в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ осуществляют информационное обеспечение сотрудничества взаимодействующих органов с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола, Генеральным секретариатом Интерпола.
Инструкция регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, органов ФСБ России, органов ФСО России, органов ФТС России, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов (далее - взаимодействующие органы, если не оговорено иное) с правоохранительными органами иностранных государств - членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола, определяет порядок направления запросов, поручений, сообщений и ответов в правоохранительные органы иностранных государств, информационного обеспечения по отдельным направлениям борьбы с преступностью и сотрудничества, а также порядок объявления и прекращения международного розыска обвиняемых, осужденных и лиц, пропавших без вести.
Руководители всех федеральных органов исполнительной власти, утвердившие Инструкцию по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, имели полномочия на издание нормативных правовых актов, в том числе совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти в данной сфере деятельности.
Процедура издания, введения в действие и опубликования Приказа, утвердившего Инструкцию, соответствует положениям Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" и Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009.
Пунктом "е" статьи 26 Устава Интерпола определено, что вопросы, связанные с розыском преступников, решаются через национальные центральные бюро, о чем также указано в пункте 113 Инструкции, предусматривающем, что через НЦБ Интерпола возможно объявление розыска лиц только на территории иностранных государств - членов Интерпола.
В силу положений статьи 210 УПК РФ основанием для объявления подозреваемого, обвиняемого в розыск, в том числе и международный является отсутствие сведений о его месте нахождения. В таком случае следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление. Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением. В случае обнаружения обвиняемого он может быть задержан в порядке, установленном главой 12 данного кодекса.
Из пунктов 114 - 115 Инструкции следует, что международный розыск лиц объявляется лишь в том случае, если в результате проведенных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий получены данные о выезде разыскиваемого лица за пределы Российской Федерации, достоверно установлены имеющиеся у разыскиваемого лица родственные, дружеские и иные связи за пределами Российской Федерации, получена достоверная информация об имевшемся у разыскиваемого лица намерении выехать из Российской Федерации с деловой или иной целью. Обязательным условием объявления и осуществления международного розыска лица является его объявление в федеральный розыск на территории России. Международный розыск лица объявляется после либо одновременно с объявлением федерального розыска. При наличии подтвержденных сведений о выезде разыскиваемого лица из Российской Федерации международный розыск объявляется незамедлительно, одновременно с объявлением федерального розыска.
Постановление о розыске обвиняемого либо постановление о приостановлении предварительного следствия (дознания), содержащие поручение о розыске, предусмотренные частью 1 статьи 210 УПК РФ, служат основанием для вынесения органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, постановления об объявлении лица в международный розыск, которое, в свою очередь, в силу подпункта 121.1 пункта 121 Инструкции является обязательным условием объявления в международный розыск обвиняемых и осужденных при наличии сведений, указывающих на то, что это лицо скрывается от уголовного преследования или наказания за пределами Российской Федерации.
Содержание оспариваемого предписания Инструкции об одном из условий для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных с целью ареста и выдачи никаких противоречий статье 210 УПК РФ, регулирующей порядок объявления розыска обвиняемого, подозреваемого, не содержит.
Не противоречит оспариваемая норма и части 3 статьи 78 УК РФ.
Как установлено пунктом 2 части 1 статьи 208 УПК РФ, если подозреваемый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не установлено по иным причинам, предварительное следствие приостанавливается.
Если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (часть 3 статьи 78 УК РФ).
Из приведенных норм УПК РФ и УК РФ в их системной взаимосвязи следует, что объявление розыска подозреваемого, обвиняемого является основанием для приостановления предварительного следствия, а также может служить основанием и для приостановления течения сроков давности.
Вместе с тем исходя из пункта 3 части 1 статьи 208 УПК РФ предварительное следствие приостанавливается и в том случае, если место нахождения подозреваемого или обвиняемого известно, однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует.
Но если основания приостановления предварительного следствия отпали, либо возникла необходимость производства следственных действий, которые могут быть осуществлены без участия подозреваемого, обвиняемого, либо прокурором отменено постановление о приостановлении предварительного следствия, предварительное следствие возобновляется на основании постановления следователя (часть 1 статьи 211 УПК РФ).
Возобновление течения срока давности невозможно до момента задержания разыскиваемого лица.
Задержание лица, объявленного в международный розыск, место нахождения которого установлено на территории иностранного государства, возможно в Российской Федерации только после его выдачи.
Следовательно, течение срока давности до момента выдачи такого лица возобновлено быть не может.
Пункт 154 Инструкции предусматривает основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью ареста и выдачи. В случае выдачи или депортации разыскиваемого лица из иностранного государства в Российскую Федерацию достигается цель международного розыска и возникают основания для его отмены. Одного лишь установления местонахождения разыскиваемого лица на территории иностранного государства без решения вопросов о его задержании и выдаче в Российскую Федерацию недостаточно для прекращения его розыска.
Основания для вынесения решения о прекращении международного розыска обвиняемых, осужденных, разыскиваемых с целью установления местонахождения, закреплены в пункте 153 Инструкции.
Принимая во внимание, что оспариваемое положение Инструкции не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления К.Г. о признании недействующим подпункта 154.1 пункта 154 Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы от 6 октября 2006 г. N 786/310/470/454/333/971, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------