Законодательство РФ

Решение Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 03.02.2016 N ВКАПИ15-80

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 февраля 2016 г. N ВКАПИ15-80

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Воронова А.В. и Дербилова О.А.,

при секретаре Р.,

с участием прокурора Соколова С.Б.,

представителя Правительства Российской Федерации по доверенности И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению К. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" и от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы",

установил:

постановлениями Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 проиндексированы с учетом уровня инфляции размеры отдельных выплат, пособий и компенсаций военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы, за 2013 и 2014 годы соответственно.

Постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 опубликованы для всеобщего сведения в Собрании законодательства Российской Федерации 22 апреля 2013 г., N 16, и 30 июня 2014 г., N 26, соответственно.

К. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия нормативных правовых актов пунктов 2 и 3 каждого из постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", полагая, что оспариваемые нормы противоречат пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" (далее - Закон) и нарушают ее и малолетних детей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку не предусматривают выплату страховых сумм, установленных пунктом 2 статьи 5 упомянутого федерального закона, решения о выплате (назначении) которых приняты в соответствующем году, в размерах, определенных данными постановлениями, и ограничивают распространение решений об увеличении (индексации) соответствующим постановлением страховых сумм на страховые случаи, имевшие место до календарного года, в котором принято оспариваемое постановление Правительства Российской Федерации.

Административный истец К. и ее представитель - адвокат Раджабов А.А., надлежаще извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не явились, просили рассмотреть дело без их участия.

Поскольку явка административного истца в судебное заседание обязательной судом не признавалась, Верховный Суд Российской Федерации на основании части 5 статьи 213 КАС РФ полагает необходимым рассмотреть дело без участия административного истца и его представителя.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 15 января 2016 г. N РД-П4-130).

Представитель Правительства Российской Федерации И., возражая против доводов административного истца, пояснил, что оспариваемые постановления изданы в пределах полномочий и компетенции Правительства Российской Федерации, официально опубликованы, в оспариваемой части не противоречат федеральному законодательству, права и свободы К. не нарушают, а действие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Закона приостановлено до 1 января 2017 г. Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ и в настоящее время данная норма не применяется.

Выслушав доклад судьи Замашнюка А.Н., возражения представителя Правительства Российской Федерации И., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований административного истца, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что административное исковое заявление К. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 14, 16, 20, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Положениями Закона регламентированы объекты и субъекты обязательного государственного страхования, а также случаи, порядок и размер выплат страховых сумм для обозначенных в нем категорий лиц.

Статьей 4 Закона определены страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, а в пункте 2 статьи 5 Закона установлены размеры страховых выплат в зависимости от наступления конкретного страхового случая.

Так, в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 5 Закона в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, выгодоприобретателям в равных долях выплачивается 2 000 000 рублей.

В абзаце девятом этого же пункта Закона закреплено, что размер указанных страховых сумм ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы.

Таким образом, Правительство Российской Федерации при определении окончательной суммы страховой выплаты определенным Законом категориям граждан правомочно устанавливать коэффициент уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В рамках приведенных правовых норм и в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, а также в целях реализации положений Закона Правительством Российской Федерации 12 апреля 2013 г. было издано постановление N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", а 17 июня 2014 г. - постановление N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы", которые впоследствии были официально опубликованы.

Таким образом, оспариваемые административным истцом постановления приняты уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликованы для всеобщего сведения.

Вопреки утверждению К. пункты 2 и 3 оспариваемых ею постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат пункту 2 статьи 5 Закона.

Так, из содержания положений аналогичных друг другу постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 усматривается, что эти постановления структурно состоят из трех пунктов.

В пункте 1 данных постановлений установлены размеры индексации с определением конкретного коэффициента и приведены различные виды страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, при выплате которых эти коэффициенты применяются, в частности, в абзаце втором пункта 1 постановлений упомянуты страховые суммы, установленные пунктом 2 статьи 5 Закона.

Абзацем первым пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 предписано исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", осуществить индексацию выплат, указанных в этом пункте, с применением коэффициента 1,055.

Согласно абзацу первому пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 554 исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", осуществляется индексация выплат, упомянутых в этом пункте, с применением коэффициента 1,05, проиндексированных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы".

Из анализа приведенных выше правовых норм следует, что последующее постановление Правительства Российской Федерации предусматривает индексацию с применением конкретного коэффициента сумм, подлежащих выплате, проиндексированных в соответствии с предшествующим постановлением Правительства Российской Федерации об индексации отдельных выплат, начиная с 2013 года, в том числе вне зависимости от даты наступления страхового случая.

Таким образом, данные правовые нормы определяют механизм индексации страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций, указанных в абзацах втором - шестом пункта 1 постановлений Правительства Российской Федерации об индексации отдельных выплат.

В силу пункта 2 оспариваемых постановлений Правительства Российской Федерации выплата единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 данных постановлений, решения о выплате (назначении) которых приняты в 2013 и в 2014 году, производится в размерах, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2014 г. N 554 соответственно.

Таким образом, положения пункта 2 оспариваемых постановлений Правительства Российской Федерации применимы только в части выплат единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554, и не распространяются на случаи выплаты страховых сумм, упомянутых в абзаце втором пункта 1 данных постановлений и установленных пунктом 2 статьи 5 Закона, о которых утверждала административный истец, в связи с чем оспариваемые ею пункты 2 названных постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат данной норме и не затрагивают прав, свобод и законных интересов административного истца.

В соответствии с пунктами 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554, эти постановления распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 и 2014 годов соответственно.

Учитывая, что оспариваемые постановления Правительства Российской Федерации регулируют отношения, в том числе, связанные с индексацией страховых сумм, установленных положениями Закона, то под правоотношениями в рамках этих постановлений понимается не наступление определенного события, с которым связано производство отдельной выплаты (применительно к Закону - наступление страхового случая), как ошибочно полагает административный истец, а с совершением действия - установлением уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а в отношении выплат единовременных пособий и ежемесячной денежной компенсации, указанных в абзацах третьем - шестом пункта 1 названных выше постановлений Правительства Российской Федерации, - с принятием решения компетентным органом об их выплате (назначении).

При таких данных оспариваемые административным истцом пункты 3 постановлений Правительства Российской Федерации не противоречат пункту 2 статьи 5 Закона, о чем безосновательно утверждает К., поскольку эти нормы сами по себе определяют начало периода действия конкретного постановления Правительства Российской Федерации, которое в развитие абзаца девятого пункта 2 статьи 5 Закона определяет индексацию страховых сумм, подлежащих выплате, с учетом коэффициента, установленного предыдущим постановлением Правительства Российской Федерации, и не ограничивает применение механизма производства индексации выплат, установленного абзацем первым пункта 1 оспариваемых постановлений.

Не нарушают оспариваемые административным истцом нормы ее и выгодоприобретателей право на социальное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации, поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 изданы в соответствии и во исполнение требований Закона и увеличивают размер страховых сумм с учетом уровня инфляции в соответствующем периоде, а также устанавливают момент, с которого они выплачиваются в повышенном размере.

На основании пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 и от 17 июня 2014 г. N 554 изданы в пределах компетенции и полномочий Правительства Российской Федерации, официально опубликованы для всеобщего сведения, их пункты 2 и 3 в оспариваемой административным истцом части соответствуют пункту 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы", прав и охраняемых законом интересов административного истца не нарушают, исковое заявление К. удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявления К. понесенные ею судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 213, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления К. о признании недействующими пунктов 2 и 3 постановлений Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 333 "Об индексации в 2013 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" и от 17 июня 2014 г. N 554 "Об индексации в 2014 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий

Судьи

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления