ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 22 июля 2020 г. N АКПИ20-254
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
судей Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., Назаровой А.М.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Щ. о признании недействующим абзаца второго пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354,
согласно абзацу второму пункта 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9.2 приложения N 2 к Правилам.
Гражданка Щ. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца второго пункта 148(30) Правил, ссылаясь на то, что оспариваемое положение нормативного правового акта противоречит части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 157 Кодекса, поскольку в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в оспариваемом нормативном правовом акте не предусмотрен (не разработан) порядок (механизм) перерасчета данной платы за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении, что приводит к нарушению ее прав и законных интересов на осуществление перерасчета размера платы за указанную услугу, которой она не пользовалась во время своего временного отсутствия в жилом помещении.
Как указывает административный истец, в 2019 г. она предоставила в управляющую компанию проездные билеты на железнодорожный транспорт для подтверждения ее временного отсутствия в принадлежащей ей квартире в городе Воронеже более 5 полных календарных дней подряд для перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период продолжительного отсутствия. Однако в перерасчете размера платы за указанную услугу ей отказано, управляющая компания сослалась на письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 26 февраля 2019 г. N 6592-ОГ/06, в котором разъяснено, что в случае установления платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета данной платы. Поскольку по Воронежской области приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 февраля 2019 г. N 29 установлена плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения, то перерасчет размера платы за эту услугу выполнить невозможно.
По мнению административного истца, перерасчет размера платы, предусмотренный подпунктом "д" пункта 148(24) и пунктом 148(44) Правил, а также частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, производится в случае временного отсутствия потребителя (гражданина) в жилом помещении, то есть право потребителя на перерасчет размера платы за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении предусмотрено, но механизм этого перерасчета (при способе оплаты исходя из общей площади жилого помещения) не разработан в оспариваемом нормативном правовом акте. В частности, в формуле 9, указанной в приложении N 2 к Правилам, где за расчетную единицу берется квадратный метр общей площади жилого помещения и норматив накопления твердых коммунальных отходов, нет зависимости размера платы от количества постоянно и временно проживающих граждан, а также нет зависимости площади квартиры и количества проживающих и временно отсутствующих граждан.
Административный истец Щ. и ее представитель по доверенности К. надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, Щ. просила рассмотреть дело в ее отсутствие и отсутствие ее представителя, представила дополнительные объяснения в письменной форме.
Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (поручение от 20 июня 2020 г. N ДГ-П16-6634).
Представитель Правительства Российской Федерации П. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта изданы в пределах полномочий Правительства Российской Федерации, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав административного истца.
Выслушав сообщение судьи-докладчика Романенкова Н.С., объяснения представителя административного ответчика Правительства Российской Федерации П., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации (статья 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила (действуют в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2020 г. N 950).
Оспариваемый нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 30 мая 2011 г., N 22, "Российской газете" 1 июня 2011 г.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, а также регламентируют иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг (пункт 1).
Предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с разделом XV(1) Правил (введен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 г. N 232).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Абзац второй пункта 148(30) Правил предусматривает определение размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты данной коммунальной услуги из общей площади жилого помещения, что соответствует нормам жилищного законодательства и законодательства в области обращения с отходами.
Доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 157 названного Кодекса являются несостоятельными.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Абзац второй пункта 148(30) Правил порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не регламентирует.
Доводы административного истца, по сути, сводятся к несогласию с решением Октябрьского районного суда города Мурманска от 8 октября 2019 г., которым исковые требования Щ. к ООО "УК "Альянс" о защите прав потребителя, понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия оставлены без удовлетворения. Между тем законодательство о гражданском судопроизводстве предусматривает право лица, участвующего в деле, обжаловать как не вступившее в законную силу судебное постановление, так и вступившее в законную силу судебное постановление.
В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Российской Федерации
в удовлетворении административного искового заявления Щ. о признании недействующим абзаца второго пункта 148(30) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ
А.М.НАЗАРОВА
------------------------------------------------------------------