Законодательство РФ

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 13.08.2020 N АКПИ20-438

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2020 г. N АКПИ20-438

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 особенностей проведения единого государственного экзамена в 2020 году, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655,

установил:

приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655 (далее - Приказ) утверждены особенности проведения единого государственного экзамена в 2020 году (далее - Особенности). Нормативный правовой акт 17 июня 2020 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), N 58662, и опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Пунктом 1 Особенностей установлено, что порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 7 ноября 2018 г. N 190/1512 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 декабря 2018 г., регистрационный N 52952) (далее - Порядок), не применяется в части: участия обучающихся X классов в едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по учебным предметам, освоение которых они завершили в 2019/20 учебном году (абзацы первый и третий).

Согласно пункту 3 Особенностей обучающиеся X классов, которые завершили в 2019/20 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, участниками ЕГЭ в 2020 году не являются.

С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 Особенностей, ссылаясь на то, что они противоречат части 6 статьи 59 и части 4 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) и нарушают права ее несовершеннолетней дочери, окончившей в 2020 году X класс и успешно завершившей освоение учебной программы по русскому языку по индивидуальному плану обучения, на досрочную сдачу ЕГЭ по русскому языку в 2020 году, а также препятствуют запланированной поэтапной сдаче ЕГЭ в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями учащегося.

Административный истец, извещенная о времени и месте рассмотрении дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явилась.

Административные ответчики Министерство просвещения Российской Федерации (далее - Минпросвещения России) и Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор), заинтересованное лицо Минюст России в письменных возражениях на административный иск указали, что Приказ издан уполномоченными органами исполнительной власти с соблюдением установленной формы нормативного правового акта, процедуры введения его в действие, оспариваемые положения Особенностей соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе части 4 статьи 5 и части 6 статьи 59 Закона об образовании, и не нарушают права, свободы и охраняемые законом интересы обучающейся дочери административного истца.

В судебном заседании представители Минпросвещения России - А., Рособрнадзора - М., Минюста России - К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили отказать в удовлетворении административного иска.

Обсудив доводы административного истца, выслушав возражения административных ответчиков и заинтересованного лица, проверив соответствие оспариваемых положений Особенностей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, урегулированы Федеральным законом об образовании.

Порядок проведения итоговой аттестации, представляющей собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы, установлен статьей 59 указанного федерального закона.

Частью 5 названной статьи закреплено, что формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, если иное не установлено этим федеральным законом.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования в соответствии с Положением о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 884, является Минпросвещения России, которое в силу подпункта 4.2.25 пункта 4.2 указанного положения утверждает формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регламентации образовательной деятельности, функции по контролю и надзору в сфере образования и науки согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. N 885, является Рособрнадзор, наделенный полномочиями по принятию нормативных правовых актов, в том числе актов, устанавливающих формы, порядок (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляции, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации), сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по указанным образовательным программам (совместно с Министерством просвещения Российской Федерации) (подпункт 5.2.7 пункта 5.2).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ) в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предотвращения распространения новой короновирусной инфекции (COVID-19) Правительству Российской Федерации в 2020 году предоставлено право принимать решения, предусматривающие особенности лицензирования, аккредитации, аттестации, государственной регистрации, проведения квалификационных экзаменов, государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета, порядка и критериев распределения организациям, осуществляющим образовательную деятельность, дополнительных контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и иных разрешительных режимов, в том числе признание результатов промежуточной аттестации в качестве результатов ГИА обучающихся, заканчивающих освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования, и основания для выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании (подпункт "е").

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 10 июня 2020 г. N 842 (далее - Постановление N 842) утвердило особенности проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и вступительных испытаний при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году (далее - Особенности ГИА и вступительных испытаний) (пункт 1) и поручило Минпросвещению России и Рособрнадзору привести свои нормативные правовые акты в соответствие с данным постановлением в срок до 15 июня 2020 г. (пункт 2).

Следовательно, Приказ, утвердивший Особенности, издан полномочными федеральными органами исполнительной власти с соблюдением процедуры введения их в действие.

Частью 4 статьи 59 Закона об образовании установлено, что итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией. ГИА проводится государственными экзаменационными комиссиями в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ соответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта или образовательного стандарта.

В силу части 6 статьи 59 Закона об образовании к ГИА допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план, если иное не установлено порядком проведения ГИА по соответствующим образовательным программам.

Учебный план представляет собой документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено Законом об образовании, формы промежуточной аттестации обучающихся (пункт 22 статьи 2 Закона образовании).

Учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, является индивидуальным учебным планом (пункт 23 статьи 2 Закона об образовании).

Часть 13 статьи 59 Закона об образовании определяет, что ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме ЕГЭ, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере образования.

В 2020 году ГИА и вступительные испытания проводятся с особенностями, установленными Постановлением N 842, в силу которых ГИА по образовательным программам среднего общего образования проводится в форме промежуточной аттестации, результаты которой признаются результатами ГИА по образовательным программам среднего общего образования и являются основанием для выдачи аттестата о среднем общем образовании (пункт 2). Вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году проводятся в форме ЕГЭ для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 г.) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования, а также для лиц, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе при наличии у них действительных результатов ЕГЭ (пункт 3). Вступительные испытания в форме ЕГЭ проводятся в порядке проведения ГИА по образовательным программам среднего общего образования и в сроки (включая основные и дополнительные), утвержденные Министерством просвещения Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

Из приведенных положений Особенностей проведения ГИА и вступительных испытаний следует, что в 2020 году ГИА в форме ЕГЭ не проводится, основанием для выдачи обучающемуся аттестата о среднем общем образовании являются результаты промежуточной аттестации. ЕГЭ проводится только по вступительным испытаниям при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в текущем году и предыдущие годы, имеющих документ об образовании, подтверждающий получение ими среднего общего образования, и выразивших намерение поступить в 2020 году в образовательные организации высшего образования.

Поскольку обучающиеся X классов, которые освоили в 2019/20 учебном году образовательные программы среднего общего образования по соответствующим учебным предметам, не являются лицами, освоившими образовательные программы среднего общего образования в текущем году, и не имеют документа об образовании, подтверждающего получение ими среднего общего образования (аттестат о среднем общем образовании), они не являются в 2020 году участниками ЕГЭ, в форме которого проводятся вступительные испытания при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета в 2020 году.

В связи с этим абзац третий пункта 1 и пункт 3 Особенностей, исключающие из участников ЕГЭ в 2020 году обучающихся X классов, которые завершили в 2019/20 учебном году освоение отдельных учебных предметов учебного плана среднего общего образования, полностью соответствуют приведенным положениям Особенностей проведения ГИА и вступительных испытаний и не противоречат Федеральному закону об образовании, в том числе его части 4 статьи 5 и части 6 статьи 59.

Вместе с тем в целях снижения нагрузки, связанной с подготовкой к экзаменам и непосредственным прохождением экзаменов, Порядком предусмотрена возможность участия в экзаменах по отдельным учебным предметам в досрочный период проведения экзаменов. В частности, пунктом 46 Порядка закреплено, что для обучающихся экзамены по их желанию могут проводиться в досрочный период, но не ранее 1 марта, в формах, устанавливаемых этим порядком.

Таким образом, несовершеннолетняя дочь административного истца в целях поэтапной сдачи экзаменов в 2021 году не лишена возможности принять участие в сдаче экзамена по русскому языку в досрочный период, но не ранее 1 марта 2021 г.

Принимая во внимание, что Особенности в оспариваемой части не противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования следует отказать.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С. о признании недействующими абзаца третьего пункта 1 и пункта 3 особенностей проведения единого государственного экзамена в 2020 году, утвержденных приказом Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 15 июня 2020 г. N 297/655, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления