ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 25 ноября 2022 г. N 45-АД22-17-К7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу начальника территориального отдела контроля и надзора N 4 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зимовца Геннадия Юрьевича на вступившие в законную силу решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 3 ноября 2021 г. N 12-167/2021, решение судьи Свердловского областного суда от 26 января 2022 г. N 72-139/2022 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 г. N 16-2480/2022, состоявшиеся в порядке обжалования определения указанного органа от 15 июля 2021 г. N 29-20-45/27067 об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дорощенко Ирины Владимировны,
определением Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-20-45/27067, вынесенным 15 июля 2021 г. государственным жилищным инспектором Свердловской области, начальником территориального отдела контроля и надзора N 4, оставленным без изменения решением судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 3 ноября 2021 г. N 12-167/2021, решением судьи Свердловского областного суда от 26 января 2022 г. N 72-139/2022 и постановлением судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 г. N 16-2480/2022, по заявлению акционерного общества "ГАЗЭКС" (далее - АО "ГАЗЭКС") отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дорощенко И.В. на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 названного кодекса в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник территориального отдела контроля и надзора N 4 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зимовец Г.Ю. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя о необоснованности изложенных в них выводов.
Законный представитель АО "ГАЗЭКС" и лицо, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, Дорощенко И.В. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлены о подаче указанной жалобы.
Представителем АО "ГАЗЭКС" Оже Н.А. представлены возражения, в которых она заявляет о необоснованности изложенных в жалобе доводов, просит оставить ее без удовлетворения.
Изучение материалов дела, доводов жалобы и возражений на нее позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 3 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за отказ в допуске представителя специализированной организации для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в случае уведомления о выполнении таких работ в установленном порядке.
Административная ответственность, установленная частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наступает за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 4 данной статьи.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса), являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно частям 2, 3 указанной статьи такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений, заявлений, указанных в пункте 3 части 1 этой статьи, должностным лицом, рассмотревшим такие сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом из анализа приведенных норм следует, что такое определение выносится по сообщению, заявлению физического или юридического лица в случае, если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 27 октября 2020 г. в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области поступило заявление ООО "ГАЗЭКС" о привлечении собственника жилого помещения по адресу: <...> Дорощенко И.В., с которой ООО "ГАЗЭКС" заключен договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за то, что она повторно не обеспечила доступ представителя данной организации к внутридомовому газовому оборудованию в нарушение подпункта "г" пункта 42 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410 (далее - Правила) (N 39933-к).
Определением административного органа отказано в возбуждении в отношении указанного лица дела об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При вынесении данного определения должностное лицо административного органа исходило из того, что в рассматриваемом случае данный срок составляет два месяца, начал исчисляться со дня обнаружения 27 октября 2020 г. административного правонарушения и истек 28 декабря 2020 г.
Судья районного суда по результатам рассмотрения жалобы на указанное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении установил, что изложенные в нем выводы являются неправильными.
Судья районного суда указал, что в рассматриваемом случае согласно положениям части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.23 названного кодекса, составляет один год и не истек на дату вынесения должностным лицом административного органа по заявлению АО "ГАЗЭКС" определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Вместе с тем с учетом того, что на день рассмотрения в районном суде жалобы на означенное определение срок давности привлечения к административной ответственности истек, а в силу статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении данного срока обсуждение вопроса о виновности лица, в отношении которого отказано в возбуждении дела об административном правонарушении или прекращено производство по такому делу, недопустимо, судья районного суда не усмотрел оснований для отмены определения должностного лица административного органа и оставил его без изменения.
Судья областного суда и судья кассационного суда выводы судьи районного суда и вынесенное им решение поддержали.
Поводов не согласиться с решениями судебных инстанций не имеется, они приняты в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и установленными фактическими обстоятельствами. Оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Довод жалобы о том, что, исходя из приведенного в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" определения о газоснабжении, административная ответственность по части 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена не за нарушение законодательства о газоснабжении, срок давности привлечения к указанной административной ответственности составляет два месяца, является необоснованным.
Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 410, за нарушение которых наступает указанная административная ответственность, установлен порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Означенные Правила утверждены Правительством Российской Федерации в области газоснабжения в развитие Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Согласно статье 8 данного закона, в соответствии с которой Правительством Российской Федерации утверждены названные Правила, полномочия по установлению правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению Правительство Российской Федерации осуществляет в области газоснабжения в соответствии с данным законом.
Делая вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что объектом этого административного правонарушения являются общественные отношения в области газоснабжения.
Утверждение заявителя о том, что определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении судьей районного суда отменено с возвращением дела в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с указанием на необходимость организации и проведения административного расследования, несостоятельно и противоречит фактическим обстоятельствам. Подобного решения в рамках пересмотра определения административного органа от 15 июля 2021 г. N 29-20-45/27067 судьей районного суда не принималось.
Несогласие заявителя с оценкой установленных обстоятельств правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
определение Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области N 29-20-45/27067, вынесенное 15 июля 2021 г. государственным жилищным инспектором Свердловской области, начальником территориального отдела контроля и надзора N 4 указанного органа, решение судьи Синарского районного суда г. Каменска-Уральского Свердловской области от 3 ноября 2021 г. N 12-167/2021, решение судьи Свердловского областного суда от 26 января 2022 г. N 72-139/2022 и постановление судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 2 июня 2022 г. N 16-2480/2022, состоявшиеся в порядке обжалования указанного определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 9.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дорощенко И.В., оставить без изменения, жалобу начальника территориального отдела контроля и надзора N 4 Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Зимовца Г.Ю. - без удовлетворения.
Российской Федерации
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
------------------------------------------------------------------