ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 августа 2017 г. N 44-АД17-15
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника Бевха В.П., действующего в интересах муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми Пермского края от 28.04.2016 N 5-543/2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 14.02.2017 N 44а-119/2017, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс" (далее - предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми Пермского края от 28.04.2016 N 5-543/2016, оставленным без изменения постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 14.02.2017 N 44а-119/2017, предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе защитник Бевх В.П. просит отменить названные судебные акты, вынесенные в отношении предприятия по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что внеплановой проверкой, проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 15.03.2016 N 469 (л.д. 6 - 7), было установлено невыполнение предприятием в установленный срок предписания от 15.04.2014 N 215, выданного должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю, которым предприятию было предписано обеспечить вывод за границы санитарно-защитных зон трамвайных депо "Красный Октябрь" и "Балатово" жилых домов в соответствии с требованиями пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (пункт 1 предписания), а также обеспечить установление санитарно-защитных зон для названных трамвайных депо в порядке, предусмотренном пунктами 2.1 и 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (пункт 2 предписания) (л.д. 55 - 56).
Неисполнение предприятием предписания от 15.04.2014 N 215, выразившееся в том, что предприятие допустило нахождение в границах ориентировочной санитарно-защитной зоны трамвайного депо "Балатово" жилых домов, а также не обеспечило установление санитарно-защитной зоны для указанного трамвайного депо, зафиксированное актом проверки от 01.04.2016 N 233 (л.д. 10 - 13), послужило основанием для составления в отношении предприятия протокола N 10-44 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 16 - 18), и привлечения предприятия мировым судьей судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми Пермского края к административной ответственности по настоящему делу.
Вместе с тем выводы должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю и судебных инстанций не учитывают следующее.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок исключительно законного предписания об устранении нарушений законодательства, выданного органом (должностным лицом), осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Данный правовой подход выражен Верховным Судом Российской Федерации в ряде постановлений, например, в постановлениях от 15.12.2014 N 18-АД14-70, от 29.10.2014 N 9-АД14-11 и других.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, защитником предприятия Бевхом В.П. последовательно отрицался, при этом указывалось на то, что состав административного правонарушения в действиях предприятия в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела не установлен, так как предписание от 15.04.2014 N 215, за невыполнение которого предприятие привлечено к административной ответственности по данному делу, является незаконным (л.д. 85 - 90, 99 - 104). Заявителем поданных по делу жалоб, в числе прочего, приводились доводы о том, что предприятием эксплуатируется объект, не являющийся вновь строящимся или реконструируемым, в связи с чем с учетом положений пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" у предприятия отсутствовала обязанность по выполнению указанных в предписании от 15.04.2014 N 215 требований.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении законность предписания от 15.04.2014 N 215 проверена не была.
Между тем, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять, в частности, требования санитарного законодательства установлена статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В пункте 1 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (в действующей на момент вынесения предписания редакции изменений и дополнений N 3, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122), требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
В прежней редакции, действовавшей до изменений, внесенных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122, пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусматривал, что требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию как вновь строящихся и реконструируемых объектов и производств, перечисленных в данной норме, так и действующих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.09.2010 N 122 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция" внесены, в частности, следующие изменения: из главы I пункта 1.2 абзаца первого исключены слова "и действующих".
Между тем, данных, которые могли бы свидетельствовать о том, что спорный объект транспорта (применительно к которому должностным лицом в предписании от 15.04.2014 N 215 сделан вывод о необходимости выполнения предприятием требований пунктов 2.1, 4.3, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов") является вновь строящимся или реконструируемым объектом, материалы дела не содержат.
Следует учесть, что в протоколе об административном правонарушении защитник предприятия Попова Е.А. выражала несогласие с обстоятельствами вменяемого административного правонарушения, пояснив, в частности, что год строительства трамвайное депо "Балатово" административным органом не выяснялся (л.д. 18).
При этом из приобщенной в материалы дела копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице следует, что предприятие было зарегистрировано в качестве юридического лица 17.04.1992 (л.д. 70).
Защитником предприятия Бевхом В.П. в ходе производства по данному делу приводились также и иные доводы, свидетельствующие, по его мнению, о незаконности выданного предприятию предписания.
Несмотря на то, что объективная сторона вменяемого предприятию административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания об устранении нарушений законодательства, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении доводы защитника предприятия Бевха В.П., свидетельствующие о незаконности предписания от 15.04.2014 N 215, надлежащей оценки не получили.
Изложенное в совокупности свидетельствует о наличии в рассматриваемом случае неустранимых сомнений в том, что требования пунктов 2.1, 4.3, 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (с учетом положений 1.2 данных санитарных правил) правомерно применены к предприятию, что, в свою очередь, на данной стадии производства по делу об административном правонарушении не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть доводы защитника Бевха В.П. о незаконности выставленного предприятию предписания.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении предприятия рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В силу частей 1, 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми Пермского края от 28.04.2016 N 5-543/2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 14.02.2017 N 44а-119/2017, вынесенные в отношении предприятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 10.05.2017 N 48-АД16-11, от 27.11.2014 N 302-АД14-597.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу защитника Бевха В.П., действующего в интересах муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 4 Мотовилихинского судебного района города Перми Пермского края от 28.04.2016 N 5-543/2016 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 14.02.2017 N 44а-119/2017, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия "ПермГорЭлектроТранс" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
------------------------------------------------------------------