ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 21 апреля 2016 г. N 11-АД16-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя Акционерного общества "Транснефть - Прикамье" - генерального директора Хакимова Р.Н. на постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 N 264, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 N 77-1468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 N 4а-1062, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (в настоящий момент переименовано в Акционерное общество "Транснефть - Прикамье") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 N 264 открытое акционерное общество "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (далее - общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 N 77-1468/2014 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 N 4а-1062, названное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, законный представитель Акционерного общества "Транснефть - Прикамье" - генеральный директор Хакимов Р.Н. просит об отмене обжалуемых актов, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) нарушение водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что заместителем главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан 20.05.2014 вынесено постановление N 264 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому общество привлечено к ответственности за нарушение специального режима хозяйственной деятельности в водоохранной зоне реки Нариманка.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа (часть 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 2, 4 статьи 8.13 данного Кодекса.
Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1)
В силу пункта 5 Правил осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2009 N 53 и действующих на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы государственный экологический контроль на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от формы собственности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" предусмотрено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает списки конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, в соответствии с Перечнем, утвержденным данным Постановлением.
В утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 285 Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, входят объекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, не указанные в пунктах 1 и 2 настоящего Перечня, отнесенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" к категории опасных производственных объектов (пункт 7 Перечня).
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 285 "О Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" приказом Минприроды России от 08.09.2011 N 727 утвержден Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Татарстан и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
В соответствии с данным Приказом общество является объектом, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 06.07.2005 N 325 утверждено Положение о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан. Пункт 1.1 данного Положения определяет Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в качестве органа исполнительной власти Республики Татарстан, осуществляющего государственное управление и реализующего государственную политику в области охраны окружающей среды по вопросам, отнесенным к его полномочиям, на территории Республики Татарстан.
Согласно пункту 3.1 названного Положения, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан несет ответственность за осуществление регионального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.
Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, должностное лицо органа исполнительной власти Республики Татарстан (Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан) не имело полномочий составлять протокол и рассматривать дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении объекта, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю.
В отношении данного объекта государственный экологический контроль мог быть осуществлен Федеральной службой по надзору в сфере природопользования непосредственно и через свои территориальные органы, являющейся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы (пункт 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400).
Таким образом, постановление о привлечении общества к административной ответственности в нарушение требований части 1 статьи 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено неуполномоченным должностным лицом.
Следует отметить, что на указанные обстоятельства общество неоднократно ссылалось в ходе производства по данному делу, однако судебными инстанциями надлежащая оценка этим доводам не дана (л.д. 6 - 14, 104 - 114). Рассматривая жалобы общества на постановление должностного лица, суд данное нарушение не устранил.
С учетом изложенного, принятые по делу постановление должностного лица и судебные акты, принятые в порядке его обжалования, не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 N 264, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 N 77-1468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 N 4а-1062, вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесены состоявшиеся по делу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу законного представителя Акционерного общества "Транснефть - Прикамье" - генерального директора Хакимова Р.Н. удовлетворить.
Постановление заместителя главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от 20.05.2014 N 264, решение судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14.08.2014, определение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 17.09.2014 N 771468/2014 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 19.08.2015 N 4а-1062, вынесенные в отношении открытого акционерного общества "Северо-западные магистральные нефтепроводы" (в настоящий момент переименовано в Акционерное общество "Транснефть - Прикамье") по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------