Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 19.04.2018 N 2-АД18-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2018 г. N 2-АД18-1

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу председателя товарищества собственников жилья "Южакова-2" Шаркунова Виктора Юрьевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица ОНД и ПР по г. Вологде УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области, заместителя главного государственного инспектора г. Вологды по пожарному надзору от 8 декабря 2016 г. N 129, решение судьи Вологодского городского суда от 7 апреля 2017 г., решение судьи Вологодского областного суда от 6 июня 2017 г. и постановление заместителя председателя Вологодского областного суда от 26 октября 2017 г., вынесенные в отношении товарищества собственников жилья "Южакова-2" (далее - ТСЖ "Южакова-2, товарищество) по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением должностного лица ОНД и ПР по г. Вологде УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области, заместителя главного государственного инспектора г. Вологды по пожарному надзору от 8 декабря 2016 г. N 129, оставленным без изменения решением судьи Вологодского городского суда от 7 апреля 2017 г. и решением судьи Вологодского областного суда от 6 июня 2017 г., ТСЖ "Южакова-2" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 75 000 рублей.

Постановлением заместителя председателя Вологодского областного суда от 26 октября 2017 г. постановление должностного лица, решение судьи городского суда и решение судьи областного суда изменены, действия ТСЖ "Южакова-2" переквалифицированы с части 4 на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части указанные акты оставлены без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, председатель ТСЖ "Южакова-2" Шаркунов В.Ю. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении товарищества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения, признана утратившей силу Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ) нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что в период с 8 по 25 ноября 2016 г. должностным лицом ОНД и ПР по г. Вологде УНД и ПР ГУ МЧС России по Вологодской области проведена проверка соблюдения ТСЖ "Южакова-2" требований пожарной безопасности, в ходе которой выявлено, что:

1. в нарушение требований пункта 6.2, таблицы А1 "СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденного приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. N 175, жилой многоквартирный дом, высотой более 28 метров, не оборудован автоматической пожарной сигнализацией;

2. в нарушение пункта 5, таблицы 2 "СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности", утвержденного приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. N 173, жилой многоквартирный дом, высотой более 28 м, секционного типа, не оборудован системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25 ноября 2016 г. N 353 и послужили основанием для составления 25 ноября 2016 г. в отношении ТСЖ "Южакова-2" протокола N 129 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 120-ФЗ, действовавшей на момент обнаружения административного правонарушения).

Постановлением должностного лица от 8 декабря 2016 г. N 129 за совершение названных нарушений требований пожарной безопасности товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной названной нормой в указанной редакции.

По результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица судья городского суда и судья областного суда, согласившись с его выводами о наличии в деянии товарищества состава данного административного правонарушения, оставили постановление о назначении административного наказания без изменения.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица, решение судьи городского суда и решение судьи областного суда заместитель председателя областного суда с их выводами о виновности товарищества в нарушении требований пожарной безопасности согласился.

При этом с учетом того, что Федеральным законом от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О пожарной безопасности" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), вступившим в силу с 9 июня 2017 г., части 3 - 5 и 8 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны утратившими силу, заместителем председателя областного суда изменены указанные акты в части переквалификации совершенного товариществом деяния с части 4 на часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса.

Принимая данное решение, заместитель председателя областного суда исходил из положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

С учетом того обстоятельства, что деяние товарищества, допустившего нарушение требований пожарной безопасности, содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), заместитель председателя областного суда пришел к выводу о том, что оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении не имеется, деяние товарищества подлежит переквалификации на часть 1 статьи 20.4 названного Кодекса (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ).

Данный вывод заместителя председателя областного суда сомнений не вызывает, он основан на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".

Вместе с тем, переквалифицировав деяние товарищества на часть 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 28 мая 2017 г. N 100-ФЗ), заместитель председателя областного суда фактически не разрешил вопрос о назначении товариществу административного наказания с учетом санкции указанной нормы в соответствующей редакции и того обстоятельства, что должностным лицом при вынесении постановления административное наказание было назначено товариществу с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 названного Кодекса.

Согласно установленным статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правилам назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение.

Исходя из положений статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также разъяснений, приведенных в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при переквалификации деяния лица, в отношении которого ведется производство по делу, на другую статью (часть статьи) назначается наказание в соответствии с санкцией данной нормы по правилам статьи 4.1 названного Кодекса. При этом переквалификация возможна при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Изложенное свидетельствует о том, что заместителем председателя областного суда при переквалификации деяния товарищества вопрос о назначении административного наказания фактически не разрешен, правила назначения наказания не применялись.

Допущенное заместителем председателя областного суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о назначении административного наказания является существенным и не позволяет признать вынесенное им постановление законным. Подобное разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При изложенных обстоятельствах постановление заместителя председателя Вологодского областного суда от 26 октября 2017 г., вынесенное в отношении ТСЖ "Южакова-2" по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, дело - возвращению в Вологодский областной суд на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу председателя ТСЖ "Южакова-2" Шаркунова В.Ю. удовлетворить частично.

Постановление заместителя председателя Вологодского областного суда от 26 октября 2017 г., вынесенное в отношении ТСЖ "Южакова-2" по делу об административном правонарушении, отменить.

Дело возвратить в Вологодский областной суд на новое рассмотрение.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления