Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 18.12.2017 N 43-АД17-9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2017 г. N 43-АД17-9

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, принесенный в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и жалобу защитника Назаровой И.А., действующей в интересах акционерного общества "Воткинский завод", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 5 города Воткинска Удмуртской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 города Воткинска Удмуртской Республики, от 16.05.2017 N 5-113/2017, решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 18.07.2017 N 12-134/2017 и вынесенные 24.08.2017 постановления председателя Верховного Суда Удмуртской Республики N 4а-565 и N 4а-561, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Воткинский завод" (далее также - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка N 5 города Воткинска Удмуртской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 города Воткинска Удмуртской Республики, от 16.05.2017 N 5-113/2017, оставленным без изменения решением судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 18.07.2017 N 12-134/2017 и вынесенными 24.08.2017 постановлениями председателя Верховного Суда Удмуртской Республики N 4а-565 и N 4а-561, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 000 рублей.

В протесте, принесенном в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Защитник Назарова И.А., действующая в интересах акционерного общества "Воткинский завод", уведомленного в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о принесении заместителем Генерального прокурора Российской Федерации протеста на указанные выше судебные акты, выразила свое согласие с изложенными в протесте доводами.

В поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе защитник Назарова И.А. просит об отмене состоявшихся по данному делу об административном правонарушении в отношении общества судебных актов, полагая их незаконными.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в принесенном в Верховный Суд Российской Федерации протесте и в поданной жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Как следует из взаимосвязанных положений пункта 7 статьи 10, статьи 27.1 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункта 7 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности).

Частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.

Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества к административной ответственности на основании части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в период с 12.10.2012 по 02.06.2014 акционерное общество "Воткинский завод" передало должностному лицу - начальнику группы 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации подполковнику Пономареву О.А. 122 713 рублей 80 копеек денежных средств на командировочные расходы за совершение в интересах общества действий, связанных с занимаемым названным должностным лицом служебным положением.

Между тем, указанные выводы судебных инстанций, изложенные в обжалуемых актах, не учитывают следующее.

Пунктом 8 Положения о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.1995 N 804, определено, в частности, что на военные представительства возлагаются: участие в подготовке и согласовании контрактов на поставку военной продукции, комплектующих изделий, сервисное обслуживание, ремонт, модернизацию и утилизацию военной продукции, на выполнение аванпроектов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также контроль за выполнением государственных контрактов (контрактов); проверка качества и комплектности принимаемой военной продукции, ее соответствия требованиям технической документации, а также заключенным государственным контрактам (контрактам); приемка военной продукции в сроки, предусмотренные государственными контрактами (контрактами), выдача организациям удостоверений на принятую продукцию.

При контроле качества серийной военной продукции и ее приемке военные представительства, в числе прочего, обязаны осуществлять контроль за качеством изготовления и проведением испытаний военной продукции, ее агрегатов, узлов и деталей, а также за соответствием комплектующих изделий и материалов требованиям технической документации; проводить приемосдаточные испытания военной продукции (пункт 9 названного Положения о военных представительствах).

Материалами дела подтверждается, что обществом выполняются обязательства в рамках государственного оборонного заказа.

Согласно выписке из Перечня организаций промышленности, за которыми закреплены военные представительства Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного начальником Управления военных представительств Министерства обороны Российской Федерации 02.09.2013, 5341 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации осуществляет контроль качества и приемку серийных образцов вооружения, изготавливаемых акционерным обществом "Воткинский завод" в рамках государственного оборонного заказа (том 1, л.д. 63).

В силу положений заключенных обществом договоров и контрактов на поставку изделий для нужд Министерства обороны Российской Федерации техническая приемка поставляемого товара возлагается на 5341 военное представительство Министерства обороны Российской Федерации (том 1, л.д. 219 - 224).

Пономарев О.А. на основании приказа заместителя Министра обороны Российской Федерации от 06.05.2010 N 123 назначен начальником группы 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (том 1, л.д. 43).

В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении защитники общества настаивали на том, что ввиду обязательности присутствия должностного лица 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации для участия в совещаниях по контролю качества и испытаниях изготовленной обществом продукции, решения иных технических вопросов, имеющих целью выполнение контрактных обязательств в сфере государственного оборонного заказа, и отсутствия финансирования данных расходов со стороны Министерства обороны Российской Федерации, обществом понесены расходы по оплате 122 713 рублей 80 копеек командировочных расходов начальника группы 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации подполковника Пономарева О.А.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года сформулирован правовой подход, согласно которому в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит вопрос о том, имели ли место неправомерные действия, состоящие в передаче, предложении или обещании должностному лицу соответствующего имущества либо оказании услуг имущественного характера, предоставлении имущественных прав за совершение им в интересах определенного юридического лица действия (бездействие), связанного с занимаемым этим должностным лицом служебным положением (вопрос 8).

При рассмотрении настоящего дела защитниками привлекаемого к административной ответственности лица последовательно отрицался вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава вменяемого административного правонарушения, со ссылкой, в числе прочего, на то, что возможность распоряжаться полученными денежными средствами по своему усмотрению у должностного лица отсутствовала, имущественных выгод и иного незаконного вознаграждения от имени юридического лица, влекущего административную ответственность на основании статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Пономарев О.А. не получал (том 1, л.д. 110 - 113, том 2, л.д. 78 - 86).

Так, защитниками акционерного общества "Воткинский завод" указывалось, что в ходе рассмотрения дела не нашло подтверждения предоставление должностному лицу 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации вознаграждения в виде денег или оказания ему услуг имущественного характера: командировочные расходы начальника группы 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации подполковника Пономарева О.А. были оплачены по утвержденным нормативам; денежные средства выдавались ему под отчет на командировки (копии расходных кассовых ордеров, том 1, л.д. 12, 13, 15, 18, 19 и др.); командировочные удостоверения названного лица оформлены на основании соответствующих приказов командования с указанием целей поездок, в том числе, для "участия в совещании по качеству спецпродукции", "участия в предварительных испытаниях УКСП СМ 732.Сб00 на территории открытого акционерного общества "Судостроительный завод "Северная верфь", "согласования графика поставки изделий" (приказы начальника 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации) (том 1, л.д. 156, 158 - 160, 162 - 163 и др.).

Из материалов дела следует, что неиспользованные командировочные расходы возвращены должностным лицом в кассу общества, о чем свидетельствует приобщенная к материалам дела копия приходного кассового ордера (том 1, л.д. 16).

Доказательств повторного возмещения Пономареву О.А. расходов на командировку Министерством обороны Российской Федерации в материалах дела не имеется.

К материалам дела приобщено письмо начальника управления Департамента Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа от 28.04.2017 N 235/3/2065, подтвердившего необходимость командирования в 2012 - 2015 годах должностных лиц 5341 военного представительства Министерства обороны Российской Федерации, в том числе, в войсковые части и организации промышленности в целях выполнения функциональных обязанностей по контролю качества и приемке серийных образцов изделий для нужд Министерства обороны Российской Федерации, изготавливаемых акционерным обществом "Воткинский завод" (том 1, л.д. 168).

Кроме того, согласно объяснениям Пономарева О.А. заместителю военного прокурора Ижевского гарнизона в период с 12.10.2012 по 02.06.2014 он неоднократно направлялся по приказам командования Министерства обороны Российской Федерации в командировки в войсковые части и организации кооперации для участия в совещаниях по контролю качества и испытаниях изготовленной обществом продукции, приемки изготовленной обществом продукции, решения технических вопросов по выполнению контрактных обязательств в сфере государственного оборонного заказа (том 1, л.д. 86 - 88).

Таким образом, по мнению защитников привлекаемого к административной ответственности лица, каких-либо вознаграждений, выплаты которых запрещены в силу части 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вышеприведенных норм действующего законодательства, обществом названному лицу не выплачивалось.

В подтверждение своих доводов защитники общества также ссылались на положения статьи 8 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", в силу которых головной исполнитель, исполнитель обеспечивают осуществление государственным заказчиком и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, контроля за исполнением государственного контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вышеприведенные и иные доводы защитников лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежащей оценки судебных инстанций не получили, меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела всеми судебными инстанциями, в производстве которых находилось данное дело, не приняты.

Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

Допущенное судебными инстанциями, рассмотревшими данное дело, нарушение процессуальных требований носит существенный характер и повлияло на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении, в связи с чем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, данные судебные акты подлежат отмене.

Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем, в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку на момент рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации жалобы и протеста срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел, не истек, дело подлежит возвращению на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 города Воткинска Удмуртской Республики.

При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным заявленным сторонами доводам, и правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, принесенный в порядке статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и жалобу защитника Назаровой И.А., действующей в интересах акционерного общества "Воткинский завод", удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка N 5 города Воткинска Удмуртской Республики, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 2 города Воткинска Удмуртской Республики, от 16.05.2017 N 5-113/2017, решение судьи Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 18.07.2017 N 12-134/2017 и вынесенные 24.08.2017 постановления председателя Верховного Суда Удмуртской Республики N 4а-565 и N 4а-561, состоявшиеся в отношении акционерного общества "Воткинский завод" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Дело направить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка N 2 города Воткинска Удмуртской Республики.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.П.МЕРКУЛОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления