ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 апреля 2017 г. N 82-АД17-6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Рахманова И.П., действующего на основании ордера в интересах муниципального унитарного предприятия города Кургана "Бюро коммунальных услуг", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 47 судебного района города Кургана Курганской области от 13.07.2016 N 5-561/16, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.10.2016 N 12-434/16 (резолютивная часть данного судебного акта объявлена 30.09.2016) и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 26.12.2016 N 4А-590/2016, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия города Кургана "Бюро коммунальных услуг" (далее - предприятие) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 47 судебного района города Кургана Курганской области от 13.07.2016 N 5-561/16, оставленным без изменения решением судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.10.2016 N 12-434/16 и постановлением заместителя председателя Курганского областного суда от 26.12.2016 N 4А-590/2016, предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник - адвокат Рахманов И.П. просит отменить судебные акты, состоявшиеся в отношении предприятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой города Кургана в отношении предприятия была проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.
В ходе проверки установлено, что 21.05.2015 между предприятием в лице директора Бондаренко В.В. и Лебедевым В.А. (далее - Лебедев В.А.) заключен срочный трудовой договор (л.д. 61), в соответствии с которым последний принят на должность приемщика заказов, о чем издан приказ от 21.05.2015 N 12 (л.д. 11).
Ранее Лебедев В.А. замещал должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, являясь оперуполномоченным отдела полиции N 2 УМВД России по городу Кургану (дата увольнения 24.01.2014).
По результатам проверки прокуратурой города Кургана сделан вывод о том, что в нарушение требований части 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" предприятием не сообщено в УМВД России по городу Кургану в десятидневный срок о заключении трудового договора с Лебедевым В.А., замещавшим ранее должность государственной службы.
22.06.2016 постановлением заместителя прокурора города Кургана в отношении предприятия возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1 - 4).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного лица мировым судьей судебного участка N 47 судебного района города Кургана Курганской области постановлением от 13.07.2016 N 5-561/16 к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
Вышестоящие судебные инстанции с выводами мирового судьи согласились.
Между тем, выводы судебных инстанций не учитывают следующее.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу частей 1 и 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (часть 1 названной статьи).
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в части 1 данной статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Предусмотренной частью 4 статьи 12 названного закона обязанности работодателя корреспондирует закрепленная в части 2 этой статьи обязанность гражданина, замещавшего должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы при заключении трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг), указанных в части 1 данной статьи, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Статьей 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.
В судебном заседании по рассмотрению настоящего дела мировым судьей законный представитель предприятия - директор Бондаренко В.В. пояснил, что при приеме Лебедева В.А. на работу у последнего отсутствовала трудовая книжка (л.д. 36), указанная информация подтверждается также объяснениями сотрудника отдела кадров предприятия Н. (л.д. 34).
При этом Лебедев В.А. при трудоустройстве не сообщал о последнем месте своей службы, что следует из объяснений, отобранных прокурором отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры города Кургана у директора предприятия Бондаренко В.В. и сотрудника отдела кадров предприятия Н. (л.д. 24, 26).
Следовательно, у предприятия отсутствовали сведения о том, что Лебедев В.А. ранее замещал должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в связи с чем предприятие не имело возможности сообщить представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы о заключении с названным лицом трудового договора.
На указанные обстоятельства неоднократно указывалось заявителем поданных по делу жалоб (л.д. 49, 68), однако правовая оценка данным доводам не дана.
Отсутствие у работодателя сведений о замещении гражданином в течение предшествующих трудоустройству двух лет должности государственной (муниципальной) службы, включенной в установленный нормативными правовыми актами перечень, свидетельствует об отсутствии его вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в пункте 6 Обзора судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, а также выражен в состоявшемся по результатам рассмотрения конкретного дела постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2013 N 31-АД13-4.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 47 судебного района города Кургана Курганской области от 13.07.2016 N 5-561/16, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.10.2016 N 12-434/16 и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 26.12.2016 N 4А-590/2016, вынесенные в отношении предприятия по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях предприятия состава вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу защитника - адвоката Рахманова И.П., действующего на основании ордера в интересах муниципального унитарного предприятия города Кургана "Бюро коммунальных услуг", удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 47 судебного района города Кургана Курганской области от 13.07.2016 N 5-561/16, решение судьи Курганского городского суда Курганской области от 05.10.2016 N 12-434/16 (резолютивная часть данного судебного акта объявлена 30.09.2016) и постановление заместителя председателя Курганского областного суда от 26.12.2016 N 4А-590/2016, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия города Кургана "Бюро коммунальных услуг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------