ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 марта 2016 г. N 55-АД16-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Долгополова А.В., действующего в интересах Петрова О.В., на вступившие в законную силу постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1058/2015, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30.07.2015 N 7п-43/2015 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 16.10.2015 N 7н-143/2015, вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. (далее - Петров О.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1058/2015, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30.07.2015 N 7п-43/2015 и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 16.10.2015 N 7н-143/2015, заместитель генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" - директор Абаканского филиала названного общества Петров О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Долгополов А.В. выражает несогласие с указанными судебными актами и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Как видно из материалов дела, в четвертом квартале 2014 года открытое акционерное общество "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" в лице филиала Абаканская ТЭЦ (далее - компания) производила начисление управляющим компаниям города Абакана за потребленную тепловую энергию с применением тарифа в размере 1137 рублей 26 копеек/Гкал. Данный тариф на тепловую энергию рекомендован для расчета платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года по 31 декабря 2014 года приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 24.07.2014 N 24-к.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.09.2014 N 37-т "О тарифах на тепловую энергию для конечных потребителей филиала Абаканская ТЭЦ открытого акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)", присоединенных к тепловым сетям общества с ограниченной ответственностью "Южно-Сибирская теплосетевая компания", на 2014 год" (далее - приказ от 30.09.2014 N 37-т, том 1, л.д. 149 - 151), на период с 30 сентября по 31 декабря 2014 года установлен тариф в размере 1257 рублей 23 копеек/Гкал (с учетом налога на добавленную стоимость).
В феврале 2015 года компанией было произведено доначисление платы за отопление за четвертый квартал 2014 года исходя из размера тарифа, утвержденного приказом от 30.09.2014 N 37-т.
Сочтя, что в результате предъявления компанией управляющим организациям города Абакана счетов, содержащих вышеприведенные доначисления, рост тарифов для населения составил 110,55 процента вместо предельной величины 104,3 процента, установленной приказом ФСТ России от 15.10.2013 N 191-э/2 "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2014 год", прокурором города Абакана возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" (единоличного исполнительного органа компании) - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения названного должностного лица к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению судебных инстанций, компанией, директором Абаканского филиала единоличного исполнительного органа которой является Петров О.В., неправомерно не применен приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 09.10.2014 N 37-к, которым компании было рекомендовано для расчета платы граждан за коммунальные услуги с 30.09.2014 по 31.12.2014 применять тариф в размере в размере 1137 рублей 26 копеек/Гкал (том 1, л.д. 152 - 153).
Вместе с тем такие выводы не учитывают следующее.
Согласно части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Петрова О.В. к административной ответственности) завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В ходе производства по данному делу факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитниками отрицался, заявителями приводились, в частности, доводы о том, что приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 09.10.2014 N 37-к, которым компании было рекомендовано для расчета платы граждан за коммунальные услуги в четвертом квартале 2014 применять тариф в размере 1137 рублей 26 копеек/Гкал, издан с нарушением порядка его принятия (том 1, л.д. 146 - 148, 167 - 174 и др.).
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы судьями нижестоящих судебных инстанций опровергнуты не были.
Частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В соответствии с указанным конституционным положением суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия").
Статьей 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" определено, что нормативными правовыми актами Республики Хакасия являются принятые (изданные) в определенных Конституцией Республики Хакасия и настоящим Законом форме и порядке акты уполномоченного на то органа государственной власти Республики Хакасия, устанавливающие правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В силу статьи 30 названного Закона, нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию. Официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета "Хакасия", газета "Хабар - Известия", бюллетень "Вестник Хакасии" и сетевое издание "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru) (пункт 1 статьи 35 указанного Закона).
Приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 09.10.2014 N 37-к (том 1, л.д. 146 - 148), которым компании было рекомендовано для расчета платы граждан за коммунальные услуги с 30.09.2014 по 31.12.2014 применять тариф на тепловую энергию и горячую воду в размере 1137 рублей 26 копеек/Гкал, официально не опубликован, носит рекомендательный характер.
В то же время приказ от 30.09.2014 N 37-т, которым на период с 30 сентября по 31 декабря 2014 года установлен тариф в размере 1257 рублей 23 копеек (с учетом налога на добавленную стоимость), принят с соблюдением установленной формы, официально опубликован (обнародован) в газете "Хакасия" от 11.10.2014 N 194 (том 1, л.д. 149 - 151).
При таких обстоятельствах доначисление компанией управляющим организациям города Абакана платы за тепловую энергию за четвертый квартал 2014 года исходя из тарифа в размере 1257 рублей 23 копеек (с учетом налога на добавленную стоимость), утвержденного постановлением от 30.09.2014 N 37-т, принятым с соблюдением установленного порядка его принятия и обнародования, не может являться основанием для вывода о наличии в действиях должностного лица - заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" (единоличного исполнительного органа компании) - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом случае, производя спорные доначисления, компания применяла тариф, установленный нормативным правовым актом уполномоченного на то органа государственной власти, в связи с чем выводы о превышении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию не могут быть признаны обоснованными.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1058/2015, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30.07.2015 N 7п-43/2015 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 16.10.2015 N 7н-143/2015, вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу защитника Долгополова А.В., действующего в интересах Петрова О.В., удовлетворить.
Постановление судьи Абаканского городского суда Республики Хакасия от 16.04.2015 N 5-1058/2015, решение судьи Верховного Суда Республики Хакасия от 30.07.2015 N 7п-43/2015 и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Хакасия от 16.10.2015 N 7н-143/2015, вынесенные в отношении заместителя генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Сибирская генерирующая компания" - директора Абаканского филиала названного общества Петрова О.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------