ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 18 января 2016 г. N 5-АД15-42
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Кулабухова В.В. на вступившие в законную силу постановление заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы от 23 декабря 2013 г. N 18, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 4 февраля 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 6 июля 2015 г., вынесенные в отношении Кулабухова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях",
постановлением заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы от 23 декабря 2013 г. N 18 Кулабухов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 4 апреля 2014 г. указанное постановление оставлено без изменения.
Решением судьи Московского городского суда от 12 августа 2014 г. решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 4 апреля 2014 г. отменено, дело возвращено в Измайловский районный суд г. Москвы на новое рассмотрение.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 4 февраля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 6 июля 2015 г., постановление заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Кулабухов В.В. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы Кулабухова В.В. с учетом положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" осуществление торговой деятельности, оказание услуг вне специально отведенных для этого мест влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП "О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности" (здесь и далее по тексту в редакции, действовавшей на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кулабухова В.В. к административной ответственности) утвержден Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности (далее - Порядок), и Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Порядок организации и проведения аукциона).
В силу пункта 4 Порядка к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, каковым является, в том числе елочный базар - специально оборудованная временная конструкция, представляющая собой площадку для продажи натуральных елок, сосен.
Согласно пункту 9 Порядка период размещения устанавливается в схеме размещения нестационарных торговых объектов для каждого места размещения нестационарного торгового объекта с учетом особенностей в отношении размещения отдельных видов нестационарных торговых объектов, в частности, для мест размещения елочных базаров период размещения устанавливается с 20 по 31 декабря.
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка организации и проведения аукциона отбор хозяйствующих субъектов для организации торговой деятельности в местах, определенных схемой размещения нестационарных торговых объектов, осуществляется путем проведения открытого аукциона или открытого аукциона в электронной форме, предметом которых является право на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта в указанных местах.
Договор на размещение елочных базаров и бахчевых развалов заключается только после передачи участником аукциона, с которым заключается договор, организатору аукциона денежных средств в размере стоимости одного периода размещения по результатам аукциона (пункт 31.2 Порядка организации и проведения аукциона).
Согласно материалам дела 23 декабря 2013 г. Кулабухов В.В. в неустановленном месте, на земельном участке, расположенном по адресу: г. Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 62 и находящемся в собственности г. Москвы, осуществлял торговлю с рук елками.
23 декабря 2013 г. по данному факту в отношении Кулабухова В.В. участковым уполномоченным полиции по району Северное Измайлово г. Москвы составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях".
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кулабухова В.В. к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.
С состоявшимися по делу постановлением заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы и судебными актами согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", являются граждане, должностные и юридические лица.
23 декабря 2013 г. протокол об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, составлен в отношении Кулабухова В.В. как гражданина. Согласно данному протоколу он 23 декабря 2013 г. в неустановленном месте по адресу: г. Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 62 осуществлял торговлю с рук елками.
Постановлением заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы от 23 декабря 2013 г. N 18 Кулабухов В.В. привлечен к административной ответственности за совершение этих действий по части 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" как гражданин.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, елочный базар по адресу: г. Москва, ул. 9-ая Парковая, д. 62 на период с 20 по 31 декабря 2013 г. организован юридическим лицом ООО "ИНКО-сервис", торговля производилась работниками ООО "ИНКО-сервис" С., Г., М. и Б. с которыми заключены трудовые договора.
Кулабухов В.В. привлечен к административной ответственности как гражданин без учета того обстоятельства, что лично он на объекте по указанному выше адресу не торговал, является <...> ООО "ИНКО-сервис", осуществляющего торговую деятельность, работодателем и руководителем продавцов.
Данный факт подтверждается объяснениями и показаниями названных выше лиц, копиями трудовых договоров, объяснениями Кулабухова В.В.
Указанное обстоятельство оставлено без должного внимания должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении, заместителем главы управы района Северное Измайлово г. Москвы при вынесении постановления о назначении административного наказания, а также судебными инстанциями при рассмотрении жалоб на это постановление.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Дело об административном правонарушении рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволяет признать состоявшиеся по данному делу акты законными и обоснованными.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах постановление заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы от 23 декабря 2013 г. N 18, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 4 февраля 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 6 июля 2015 г., вынесенные в отношении Кулабухова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Кулабухова В.В. удовлетворить частично.
Постановление заместителя главы управы района Северное Измайлово г. Москвы от 23 декабря 2013 г. N 18, решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 7 ноября 2014 г., решение судьи Московского городского суда от 4 февраля 2015 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 6 июля 2015 г., вынесенные в отношении Кулабухова В.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.13 Закона г. Москвы от 21 ноября 2007 г. N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях", отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------