Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 16.01.2019 N 41-АД18-26

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 января 2019 г. N 41-АД18-26

Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Ротенберга А.С., действующего в интересах Дьяченко Татьяны Николаевны, на вступившие в законную силу постановление от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решение судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, состоявшиеся в отношении главы администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Татьяны Николаевны (далее - Дьяченко Т.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решением судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, глава администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник - адвокат Ротенберг А.С. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении Дьяченко Т.Н. по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В силу части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дьяченко Т.Н. к административной ответственности) использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).

Из части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

Основанием для привлечения Дьяченко Т.Н. к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, главой которой является названное лицо, осуществлено использование прибрежной защитной полосы б. Мокрый Батай (водоток) - бассейн реки Койсуг в границах водоохранной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, выразившемся в размещении отвалов размываемых грунтов в непосредственной близости от уреза воды. Земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600016:3147 расположен по адресу: Ростовская область, Аксайский район, х. Ленина.

Факт совершения Дьяченко Т.Н. вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 40 - 44), копиями обращения гражданина по фактам сооружения плотины и захоронения отходов в пойме реки Мокрый Батай (л.д. 66), акта от 28.03.2017 обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (л.д. 53 - 55), фотоматериалов (л.д. 56 - 59), решения Собрания депутатов Ленинского сельского поселения о назначении на должность главы администрации Ленинского сельского поселения Дьяченко Т.В. (л.д. 68), устава названного муниципального образования (л.д. 73 - 80) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Совокупность установленных должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Таким образом, Дьяченко Т.Н. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы о том, что привлеченное к административной ответственности лицо не является субъектом вменяемого административного правонарушения (со ссылкой на норму пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", некорректно процитированную заявителем жалобы), не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, главой которой является Дьяченко Т.Н., было допущено использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны б. Мокрый Батай (водоток) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.

Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.

Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

Административное наказание назначено Дьяченко Т.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.

Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решение судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, состоявшиеся в отношении главы администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Татьяны Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Ротенберга А.С., действующего в интересах Дьяченко Татьяны Николаевны, - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.П.МЕРКУЛОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления