ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2023 г. N 51-АД23-8-К8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Евдокимова Дмитрия Геннадьевича на вступившие в законную силу постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14 сентября 2021 г. N 18810122210914042172, решение судьи Залесовского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 20 апреля 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2022 г., вынесенные в отношении Евдокимова Дмитрия Геннадьевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14 сентября 2021 г. N 18810122210914042172, оставленным без изменения решением судьи Залесовского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 г., решением судьи Алтайского краевого суда от 20 апреля 2022 г. и постановлением судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2022 г., Евдокимов Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Евдокимов Д.Г. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, вынесенные в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, и прекратить производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 г. N 2200, тяжеловесным транспортным средством признается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении указанных в данной норме условий.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается в числе прочего осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном данным Законом.
Согласно части 2 статьи 31 названного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения транспортных средств, указанных в данной норме, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Основанием для привлечения Евдокимова Д.Г. постановлением должностного лица, с которым согласились судебные инстанции, к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили выводы о том, что 7 сентября 2021 г. в 00:12 на 80 км + 400 м автодороги "Алтай - Кузбасс", направление в Залесово, водитель тяжеловесного транспортного средства MANTGS334406X4BBSWW государственный регистрационный знак <...>, собственником (владельцем) которого является Евдокимов Д.Г., в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статей 29, 31 Закона N 257-ФЗ при осуществлении перевозки тяжеловесного груза двигался без специального разрешения с осевой нагрузкой 8,12 т на ось при предельно допустимой нагрузке 7,5 т, то есть с превышением осевой нагрузки на 8,26%.
Вместе с тем имеются основания для отмены принятых по делу актов.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно части 2 указанной статьи закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи указанной статьи).
В соответствии с правовой позицией, выраженной в пункте 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. N 4-П, императивное по своему характеру правило статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предписывающее применять новый закон в случаях, когда после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, не предполагает наличия у суда или иного органа, применяющего закон, дискреционных полномочий, которые позволяли бы ему в таких случаях игнорировать действие этого закона.
Федеральным законом от 15 апреля 2022 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 апреля 2022 г. N 92-ФЗ), вступившим в силу с 15 апреля 2022 г., в пункт 2 части 1 статьи 29 и часть 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ внесены изменения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ в редакции указанного Закона пользователям автомобильными дорогами запрещается в числе прочего осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышает допустимую нагрузку на ось без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном Законом N 257-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ в редакции указанного Закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышает допустимую нагрузку на ось, за исключением движения транспортных средств, указанных в данной норме, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями данной статьи.
В силу положений указанных норм в редакции Федерального закона от 15 апреля 2022 г. N 92-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, нагрузка на ось которого не превышает более чем на десять процентов допустимую нагрузку на ось, может осуществляться без специального разрешения.
При этом Федеральным законом от 11 июня 2022 г. N 161-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" абзац первый части 1 статьи 12.21.1 названного Кодекса изложен в новой редакции, в соответствии с которой предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за движение крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров (впоследствии в данную норму также внесены изменения Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 425-ФЗ).
Административная ответственность за движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения установлена частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 4 августа 2023 г. N 425-ФЗ).
Таким образом, положения закона, устанавливающие административную ответственность за вмененное Евдокимову Д.Г. правонарушение, утратили силу. При этом на момент, когда был принят и вступил в силу закон, отменяющий административную ответственность, - 15 апреля 2022 г., постановление о назначении Евдокимову Д.Г. административного наказания не вступило в законную силу в соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Рассматривая 20 апреля 2022 г. жалобу на не вступившие в законную силу постановление должностного лица и решение судьи районного суда, судья Алтайского краевого суда оставил без внимания и правовой оценки то обстоятельство, что положения закона, устанавливающие административную ответственность за вмененное Евдокимову Д.Г. правонарушение, утратили силу.
Судья кассационного суда означенное нарушение проигнорировал, правовой оценки ему не дал.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Исходя из положений части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отмене закона, установившего административную ответственность, на момент рассмотрения судьей краевого суда жалобы на не вступившее в законную силу и не исполненное постановление о назначении административного наказания, которое было оставлено без изменения решением судьи районного суда, означенные акты подлежали отмене, а производство по настоящему делу об административном правонарушении - прекращению.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14 сентября 2021 г. N 18810122210914042172, решение судьи Залесовского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 20 апреля 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2022 г., вынесенные в отношении Евдокимова Д.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 названного кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Евдокимова Д.Г. удовлетворить.
Постановление начальника ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по Алтайскому краю от 14 сентября 2021 г. N 18810122210914042172, решение судьи Залесовского районного суда Алтайского края от 20 января 2022 г., решение судьи Алтайского краевого суда от 20 апреля 2022 г. и постановление судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 5 декабря 2022 г., вынесенные в отношении Евдокимова Д.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------