ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 ноября 2016 г. N 5-АД16-241
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Исроиловой М.Т. на вступившие в законную силу постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 г., решение судьи Московского городского суда от 10 февраля 2016 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 30 мая 2016 г., вынесенные в отношении Исроиловой М.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 г., оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 10 февраля 2016 г. и постановлением заместителя председателя Московского городского суда от 30 мая 2016 г., гражданка Республики Узбекистан Исроилова М.Т. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Исроилова М.Т. просит об изменении судебных актов, вынесенных в отношении ее по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключив из них указание на назначение дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения гражданки Республики Узбекистан Исроиловой М.Т. к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что 25 января 2016 г. в 6 часов 20 минут она, находясь по адресу: г. Москва, ул. Россошанская, д. <...>, не имела при себе документов, требуемых в соответствии с положениями статей 2, 10 Федерального закона Российской Федерации N 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, а именно, из отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, гражданка Республики Узбекистан Исроилова М.Т. 11 января 2016 г. отделением УФМС России по г. Москве по району Хамовники поставлена на миграционный учет до 9 апреля 2016 г. (л.д. 31).
В материалах дела имеются сведения о проверке гражданки Республики Узбекистан Исроиловой М.Т. по учетам базы данных СПО "Мигрант-1", подтверждающие наличие патента в городе Москве у названного лица (л.д. 8).
При даче объяснений должностному лицу в момент составления протокола об административном правонарушении, а также в жалобе на постановление судьи районного суда, Исроилова М.Т. указала, что отсутствовавшие на момент проверки документы, подтверждающие законность ее временного пребывания на территории Российской Федерации, у нее имелись, поскольку своевременно в соответствии с законодательством Российской Федерации была поставлена на миграционный учет в отделе УФМС России по г. Москве по району Хамовники (л.д. 5, 23 - 24).
Указанному доводу судебными инстанциями надлежащая оценка не дана. При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Исроиловой М.Т. к административной ответственности, обязанность зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Российской Федерации в соответствии с законодательством и международными договорами ею была выполнена, о чем у нее имелся соответствующий документ, подтверждающий законность пребывания в Российской Федерации по состоянию на 25 января 2016 г., оснований для вывода о нарушении Исроиловой М.Т. режима пребывания (проживания) в Российской Федерации не имелось.
Суждение судебных инстанций о наличии в рассматриваемом случае события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделано без учета приведенных выше положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ, международных договоров и не основано на фактических обстоятельствах дела.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 г., решение судьи Московского городского суда от 10 февраля 2016 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 30 мая 2016 г., вынесенные в отношении Исроиловой М.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Исроиловой М.Т. удовлетворить.
Постановление судьи Чертановского районного суда г. Москвы от 25 января 2016 г., решение судьи Московского городского суда от 10 февраля 2016 г. и постановление заместителя председателя Московского городского суда от 30 мая 2016 г., вынесенные в отношении Исроиловой М.Т. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
------------------------------------------------------------------