ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 14 января 2022 г. N 39-АД21-4-К1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Карповой Татьяны Федоровны на вступившие в законную силу постановление судьи Щигровского районного суда Курской области от 25 ноября 2020 г., решение судьи Курского областного суда от 29 января 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 г., вынесенные в отношении заместителя главного врача по поликлинике областного бюджетного учреждения здравоохранения "Щигровская центральная районная больница" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области, учреждение) Карповой Татьяны Федоровны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Щигровского районного суда Курской области от 25 ноября 2020 г., оставленным без изменения решением судьи Курского областного суда от 29 января 2021 г. и постановлением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 г., заместитель главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карпова Т.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Карпова Т.Ф. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением губернатора Курской области от 10 марта 2020 г. N 60-рг "О введении режима повышенной готовности" в связи с угрозой распространения в Курской области новой коронавирусной инфекции COVID-19, в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях обеспечения безопасности здоровья населения на территории Курской области введен режим повышенной готовности.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статей 10, 11 названного закона граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).
В пункте 1 Методических рекомендаций МР 3.1/3.5.0172/1-20 "Профилактика инфекционных болезней. Дезинфектология. Рекомендации по применению средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) для различных категорий граждан при рисках инфицирования COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 11 апреля 2020 г. (письмо N 02/6673-2020-32, далее - МР 3.1/3.5.0172/1-20), перечислены типы защитных костюмов (в том числе многоразового применения), используемые в зависимости от характера выполняемой работы с патогенными биологическими агентами, в том числе II тип - защитный костюм, состоящий из комбинезона или пижамы, противочумного (большого) халата, капюшона (большой косынки), ватно-марлевой маски, резиновых перчаток, носков, сапог резиновых (водонепроницаемых бахил или моющейся закрытой обуви) и полотенца.
Согласно пункту 5 указанных Методических рекомендаций к лицам высокого профессионального риска, которые должны в ходе своей деятельности применять защитную одежду II типа, относятся:
- сотрудники диагностических лабораторий, проводящих первичные исследования на COVID-19;
- сотрудники скорой (неотложной) медицинской помощи;
- сотрудники инфекционных отделений медицинских организаций или перепрофилированных медицинских организаций для провизорного наблюдения за подозрительными на COVID-19;
- сотрудники приемных отделений, медицинских организаций, оказывающих помощь больным с заболеваниями органов дыхания, реанимационную и специализированную помощь;
- сотрудники поликлиник и фельдшерско-акушерских пунктов, оказывающих медицинскую помощь на дому лицам с признаками инфекционных заболеваний;
- лица, проводящие текущую и заключительную дезинфекцию при наличии или после убытия больных COVID-19.
В силу пункта 4.2 Методических рекомендаций МР 3.1.0170-20 "Профилактика инфекционных болезней. Эпидемиология и профилактика COVID-19", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 марта 2020 г. (далее - МР 3.1.0170-20), эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает, в частности:
- принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: на источник, на пути передачи и на восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, находящихся в контакте с больным и лиц из групп риска);
- выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию;
- разобщение лиц, подвергшихся риску заражения (при распространении инфекции максимальное ограничение контактов);
- проведение мероприятий в эпидемических очагах с лабораторным обследованием на COVID-19, медицинское наблюдение в течение 14 дней с момента контакта с больным, назначение экстренной профилактики (профилактического лечения) в соответствии с рекомендациями по лечению COVID-19, утвержденными Минздравом России);
- профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях.
В соответствии с пунктом 4.4 указанных Методических рекомендаций к мероприятиям, направленным на "разрыв" механизма передачи инфекции, относится:
- выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом;
- организация активного выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при входе на рабочие места;
- соблюдение противоэпидемического режима, том числе в медицинских организациях.
Согласно пункту 10.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовавших на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, утративших силу с 1 сентября 2021 г. в связи с изданием постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4, далее - СП 3.1/3.2.3146-13), больные инфекционными болезнями, лица с подозрением на такие болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскому наблюдению или лечению (экстренной профилактике), и в случае если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, если они могут явиться источниками их распространения в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, временно переводятся для выполнения работ, не связанных с риском распространения инфекционных болезней, или отстраняются от работы на время проведения санации (пункт 10.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
Эпидемиологический анамнез собирается медицинским работником (лечащим врачом), который несет ответственность за его полноту и качество. При сборе эпидемиологического анамнеза устанавливают (с указанием места и времени) наличие контакта с больным инфекционным заболеванием или носителем, других условий, при которых могло произойти заражение конкретной нозологической формой инфекционной болезни; сведения об иммунизации. Данные эпидемиологического анамнеза вносятся в медицинские документы больного (карта стационарного больного, амбулаторная карта и другие) (пункт 11.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
Ответственными за полноту, достоверность и своевременность учета инфекционных заболеваний, а также оперативное и полное сообщение о них в территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются, в том числе руководители медицинских организаций, выявившие больного (пункт 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13).
В настоящее время аналогичные требования закреплены в пунктах 24, 31, 35 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения заместителя руководителя территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) по Курской области от 10 июля 2020 г. N 353 (т. 1, л.д. 83 - 84) в период с 15 июля 2020 г. по 6 августа 2020 г. в отношении ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области должностными лицами названного органа проведена внеплановая выездная проверка с целью проверки сведений, указанных в коллективном обращении работников этого медицинского учреждения, согласованная с Щигровским межрайонным прокурором Курской области (т. 1, л.д. 86 - 94).
По результатам проверки установлено, что заместителем главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и действующих на момент формирования очага групповой заболеваемости (апрель - май 2020 года) нормативно-правовых актов Роспотребнадзора в условиях рисков возникновения и распространения случаев заболевания COVID-19 в период введения на территории Курской области ограничительных мероприятий.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 6 августа 2020 г. N 353, согласно которому в нарушение пунктов 1, 5 МР 3.1/3.5.0172/120, пункта 4.4 МР 3.1.0170-20:
- в условиях повсеместного дефицита в масштабах страны средств индивидуальной защиты в апреле 2020 года определено нерациональное использование одноразовых комбинезонов и халатов, повлекшее дополнительное их расходование и нехватку для смены в случае их загрязнения нуждающимся медработникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с ОРВИ;
- в соответствии с приказом ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области от 1 апреля 2020 г. N 36/1 обслуживание пациентов с температурой на дому должно осуществляться в рабочую смену одним терапевтом, тогда как по утвержденному графику работы было привлечено два медработника;
- выдача одноразовых комбинезонов, халатов, надеваемых поверх медицинского халата, осуществлялась медработникам, не задействованным в приеме больных с ОРВИ (не находящимся в приемном фильтр-боксе, не обслуживающим пациентов на дому): ежедневно двум медработникам, находящимся на входе в поликлинику с целью разграничения потоков пациентов; врачам терапевтам и медицинским сестрам на приеме соматических больных; врачам узких специальностей.
В нарушение пункта 4.4 МР 3.1.0170-20 медрегистраторами, медсестрами допускалось неиспользование средств защиты органов дыхания (масок) в период рабочего времени при близком общении между собой (в частности 29 и 30 апреля 2020 г.), что повлекло распространение среди них новой коронавирусной инфекции.
В нарушение пунктов 4.2, 4.4 МР 3.1.0170-20, пунктов 10.1, 10.2, 11.2, 12.2 СП 3.1/3.2.3146-13 допущено несвоевременное выявление больных сотрудников по прибытии на работу и не обеспечено их незамедлительное отстранение от работы; допущено неосуществление контроля за медицинскими работниками поликлиники, установившими диагноз COVID-19 и обязанными в полном объеме и достоверно заполнить экстренные извещения, направляемые в территориальный орган государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Указанные нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения послужили основанием для составления в отношении заместителя главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения ее к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (т. 1, л.д. 8 - 9), копиями приказов главного врача ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области о переводе работника на другую работу, о доступе работников к работе, о формировании бригад для обслуживания граждан с температурой (т. 1, л.д. 18, 21 - 23), копией должностной инструкции заместителя главного врача по поликлинике (т. 1, л.д. 19 - 20), копией графика работы фильтр-бокса и обслуживания больных с температурой на дому (т. 1, л.д. 26), копиями листов контроля температуры (т. 1, л.д. 27), копиями табелей учета использования рабочего времени (т. 1, л.д. 28 - 29), списком зафиксированных случаев заболевания COVID-19 среди персонала ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области (т. 1, л.д. 30), копиями результатов лабораторных исследований (т. 1, л.д. 31 - 39), списками лиц, направленных на исследования COVID-19 (т. 1, л.д. 40 - 46), копиями экстренных извещений (т. 1, л.д. 47 - 55), фототаблицей (т. 1, л.д. 59 - 72), сведениями об учете выдачи средств индивидуальной защиты (т. 1, л.д. 74 - 82), распоряжением о проведении проверки (т. 1, л.д. 83 - 84), мотивированным представлением (т. 1, л.д. 85), решением о согласовании проведения проверки (т. 1, л.д. 86), обращением работников ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области в Управление Роспотребнадзора по Курской области, прокуратуру Курской области, счетную палату Курской области, Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации Курской области (т. 1, л.д. 88 - 94), актом проверки (т. 1, л.д. 95 - 99), предписанием (т. 1, л.д. 100) и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 названного кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме должностным лицом является, в том числе лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных организациях.
В соответствии с пунктами 1, 4, 6, 9 должностной инструкции заместителя главного врача по поликлинике в его должностные обязанности входит, в том числе руководство деятельностью поликлиники, контроль за работой персонала поликлиники и качеством ведения медицинской документации, принятие мер по выполнению работниками поликлиники своих должностных обязанностей (т. 1, л.д. 19 - 20).
В соответствии с приказом главного врача ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области от 1 апреля 2020 г. N 36/3 заместитель главного врача по поликлинике Карпова Т.Ф. является ответственным лицом за осуществление контроля за ежедневным доступом медицинских работников к работе (т. 1, л.д. 21).
Будучи заместителем главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области, в должностные обязанности которого входит руководство деятельностью поликлиники, контроль за работой ее персонала и качеством ведения медицинской документации, Карпова Т.Ф. не приняла необходимых мер к соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и надлежащему исполнению своих служебных обязанностей.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии заместителя главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В настоящей жалобе Карпова Т.Ф. заявляет, что факт нарушения Методических рекомендаций должным образом не установлен, нерационального использования средств индивидуальной защиты не допущено, они распределялись в требуемом на медицинский персонал количестве, нехватка образовалась в связи с тем, что они не выделены поликлинике в необходимом объеме.
Данный довод не ставит под сомнение вывод судебных инстанций о наличии в деянии заместителя главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. состава вмененного административного правонарушения.
Согласно материалам дела в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Курской области поступило коллективное обращение работников ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области, содержащее сведения о возникновении очага групповой заболеваемости внебольничной пневмонией, новой коронавирусной инфекцией среди персонала данного медицинского учреждения с указанием в числе прочего на то, что это связано с недостаточным обеспечением в апреле - мае 2020 года средствами индивидуальной защиты.
В ходе контрольного мероприятия, проведенного должностным лицом органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с целью проверки фактов, изложенных в названном обращении, в числе иных нарушений с учетом положений пунктов 1, 5 МР 3.1/3.5.0172/1-20 было установлено, что сотрудниками скорой медицинской помощи, приемных отделений, поликлиник, оказывающими помощь больным с признаками инфекционного заболевания, может использоваться костюм II типа (комбинезон, большой халат, капюшон и косынка, ватно-марлевая маска, резиновые перчатки, бахилы). Для остальных работников, не осуществляющих прием пациентов с признаками ОРВИ, достаточно халата, шапочки, маски и перчаток.
В апреле 2020 года число сотрудников поликлиники, задействованных в работе с пациентами с признаками инфекционного заболевания и нуждающихся в обеспечении костюмами II типа, составляло 6 человек в день.
С 26 марта 2020 г. по 20 апреля 2020 г. (до получения многоразовых хирургических удлиненных халатов) на персонал поликлиники на 18 рабочих дней получено 131 шт. средств индивидуальной защиты (одноразовые халаты - 81 шт., комбинезоны - 50 шт.). На указанный период из этого количества на 6 человек (персонал, привлеченный к работе с пациентами с признаками ОРВИ) в день приходится по 7,3 шт. средств индивидуальной защиты.
При таких данных по результатам проверки должностным лицом сделан вывод о том, что средства индивидуальной защиты были представлены на поликлинику на соответствующий период с остатком. Однако на основании журнала поликлиники выявлено, что в условиях повсеместного в масштабах страны дефицита средств индивидуальной защиты в указанный период имела место нерациональная выдача одноразовых комбинезонов и халатов, которые предоставлялись, в том числе сотрудникам, не имеющим контакт с пациентами с признаками ОРВИ.
Согласно листкам учета масок медицинских с 6 февраля 2020 г. по 25 мая 2020 г. данное средство индивидуальной защиты предоставлено в достаточном количестве, имеется их остаток (т. 1, л.д. 74 - 77).
Объективных данных, опровергающих указанные обстоятельства, которые были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, не установлено. Утверждение заявителя о том, что средства индивидуальной защиты были выделены в период, относящийся к событию вмененного административного правонарушения, в недостаточном количестве с указанием на иную потребность в них (более 6 в день), своего подтверждения не нашел. Во всяком случае, заместитель главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карпова Т.Ф., в должностные обязанности которой входит руководство деятельностью поликлиники, не была лишена возможности обратиться за представлением средств индивидуальной защиты, однако сведений о том, что ею принимались такие меры, не имеется. Обращения сотрудников поликлиники к главному врачу ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области от 17 апреля 2020 г. с указанием на отказ от обслуживания пациентов с признаками ОРВИ в случае непредставления средств индивидуальной защиты, от 29 мая 2020 г. по вопросам организации работы в условиях распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19 и связанных с нею выплат (т. 1, л.д. 154 - 156) к таким мерам не относятся.
Отчет контрольно-счетной палаты Курской области от 30 июля 2020 г. N 16/01-2020 (т. 1, л.д. 157 - 159), на который заявитель ссылается в подтверждение приведенного довода, не ставит под сомнение выводы, изложенные в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах. Камеральная проверка предоставления выплат и средств индивидуальной защиты, по результатам которой составлен означенный отчет, в полной мере не относится к периоду, проверяемому территориальным органом Управления Роспотребнадзора по Курской области, и событию вмененного административного правонарушения. Более того, по итогам этого контрольного мероприятия рекомендовано сформировать актуальную потребность в средствах индивидуальной защиты с учетом остатков на складе ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области и при строгом соблюдении рекомендаций по их применению для медицинского и иного персонала в зависимости от характера выполняемых работ при рисках инфицирования COVID-19, представить заявки в комитет здравоохранения Курской области на обеспечение в соответствии с потребностью в средствах индивидуальной защиты.
При таких обстоятельствах ставить под сомнение установленный в ходе производства по делу факт нерационального использования одноразовых комбинезонов и халатов, повлекшего дополнительное их расходование и последующую нехватку, оснований не имеется.
Равным образом вопреки доводам заявителя нашло свое подтверждение установленное в ходе проверки неиспользование медрегистраторами и медсестрами средств защиты органов дыхания (масок), повлекшее распространение среди них новой коронавирусной инфекции, несвоевременное выявление и отстранение от работы больных сотрудников, неосуществление контроля за надлежащим оформлением и направлением экстренных извещений.
Совершение указанных нарушений в числе прочих доказательств подтверждается списком зафиксированных случаев заболевания COVID-19 среди персонала ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области (т. 1, л.д. 30), копиями результатов лабораторных исследований (т. 1, л.д. 31 - 39), списками лиц, направленных на исследования COVID-19 (т. 1, л.д. 40 - 46), копиями экстренных извещений (т. 1, л.д. 47 - 55), фототаблицей (т. 1, л.д. 59 - 72).
Собранные по делу доказательства отвечают требованиям, предъявляемым Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к соответствующего вида доказательствам, последовательны, непротиворечивы и обоснованно признаны на предыдущих стадиях производства по делу допустимыми и достоверными относительно события административного правонарушения.
Доводы жалобы в указанной части, равно как и иные изложенные в настоящей жалобе доводы, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой, данной судебными инстанциями, правовым основанием к отмене обжалуемых актов не является.
Довод жалобы о том, что акт проверки составлен с нарушением требований закона, поскольку при проведении проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Курской области не были соблюдены требования пунктов 4.2, 4.2.1, 4.2.2 Методических указаний "МУ 3.1.3114/1-13. 3.1. Эпидемиология. Профилактика инфекционных болезней. Организация работы в очагах инфекционных и паразитарных болезней. Методические указания", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 22 октября 2013 г., является несостоятельным.
Этими нормами урегулирован порядок производства эпидемиологического расследования в очаге инфекционных и паразитарных болезней. Такого расследования в рассматриваемом случае не осуществлялось, имело место проведение проверки в рамках государственного контроля (надзора) в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ссылка в жалобе на то, что ранее по тем же обстоятельствам в отношении заместителя главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. уже составлялся протокол об административном правонарушении, не влечет отмену обжалуемых судебных актов.
Протокол об административном правонарушении N 94, составленный в отношении указанного лица 8 сентября 2020 г. (т. 1, л.д. 140), был возвращен определением судьи Щигровского районного суда Курской области от 15 сентября 2020 г. в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рамках настоящего дела заместитель главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карпова Т.Ф. привлечена к административной ответственности по факту нарушений, описанных в протоколе об административном правонарушении N 97, составленном в отношении ее 28 сентября 2020 г.
Нарушений требований части 5 статьи 4.1 названного кодекса не допущено, указанное лицо не привлекалось к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение, ссылки заявителя на эту норму несостоятельны.
Означенный протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для признания его недопустимым доказательством по делу не имеется.
Несоблюдение установленного статьей 28.5 названного кодекса срока составления протокола об административном правонарушении не относится к существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Указанное соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Щигровского районного суда Курской области от 25 ноября 2020 г., решение судьи Курского областного суда от 29 января 2021 г. и постановление судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15 сентября 2021 г., вынесенные в отношении заместителя главного врача по поликлинике ОБУЗ "Щигровская ЦРБ" КЗ Курской области Карповой Т.Ф. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Карповой Т.Ф. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------