ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 ноября 2023 г. N 5-АД23-79-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Забродиной Нины Николаевны на вступившие в законную силу постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2021 г., решение судьи Московского городского суда от 15 ноября 2021 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 г., вынесенные в отношении Забродиной Нины Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2021 г., оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 15 ноября 2021 г. и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 г., Забродина Н.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей. Штраф оплачен.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Забродина Н.Н. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, заявляя об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 указанной статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В Российской Федерации коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715, введен постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
В силу пунктов 1, 2 статьи 2, пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ, здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно статье 31 Закона N 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний (пункт 1). Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 3).
Пунктами 2.1, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (далее также - постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7) установлено, что гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), необходимо:
- в целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде "Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию" (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс) (признан утратившим силу постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 8 августа 2023 г. N 10);
- в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на ЕПГУ, заполнив форму "Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации" (https://www.gosuslugi.ru/400705/1). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания) (признан утратившим силу постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 октября 2022 г. N 22).
Как следует из материалов дела, Забродина Н.Н., прибывшая 29 марта 2021 г. на территорию Российской Федерации из Турции, не обеспечила выполнение приведенных выше требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 о заполнении на ЕПГУ до вылета в Российскую Федерацию анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде и о размещении на ЕПГУ в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР.
Приведенные обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении Забродиной Н.Н. санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенном в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий, послужили основанием для привлечения ее к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением судьи районного суда, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждены: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2 - 3), актом мониторинга (л.д. 9 - 12), которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании имеющейся совокупности доказательств, всесторонне, полно и объективно исследовав в соответствии с требованиями статьи 24.1 названного кодекса все обстоятельства дела, судья районного суда и согласившиеся с ним вышестоящие судебные инстанции правомерно пришли к выводу о доказанности в деянии привлекаемого к административной ответственности лица состава вмененного административного правонарушения.
Довод жалобы о необоснованности привлечения Забродиной Н.Н. к административной ответственности с указанием на то, что в установленный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 трехдневный срок она выполнила обязанность по прохождению лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, не ставит под сомнение выводы судебных инстанций о наличии в деянии указанного лица состава вмененного административного правонарушения.
В силу приведенных выше положений пунктов 2.1, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 в трехдневный срок со дня прибытия воздушным транспортом на территорию Российской Федерации гражданам Российской Федерации необходимо не только пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, но и разместить информацию о результате этого исследования на соответствующем ресурсе, а также до вылета в Российскую Федерацию заполнить на ЕПГУ анкету для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде.
В ходе производства по делу объективно установлено, что обязанности по заполнению на ЕПГУ соответствующей анкеты и размещению на ЕПГУ информации о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР Забродина Н.Н. не выполнила, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наличие сведений о прохождении Забродиной Н.Н. лабораторного исследования на COVID-19 вывод судебных инстанций о невыполнении ею требований пунктов 2.1, 2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 не опровергает. Информация о результатах лабораторного исследования на ЕПГУ в указанный в данной норме срок не размещена, анкета для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде на ЕПГУ до вылета в Российскую Федерацию не заполнена.
Утверждение Забродиной Н.Н. об отсутствии у нее и знакомых компьютерной техники для размещения указанной выше информации признано судебными инстанциями не исключающим возможность выполнения предусмотренных нормативным правовым актом обязанностей путем обращения за получением соответствующей услуги в многофункциональный центр предоставления государственных муниципальных услуг.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии Забродиной Н.Н. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене вынесенных постановлений не является.
Оснований для применения положений части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей случаи, при которых закон имеет обратную силу, нет.
Назначенный постановлением судьи районного суда административный штраф оплачен (л.д. 43, 53).
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено по правилам, предусмотренным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 27 июля 2021 г., решение судьи Московского городского суда от 15 ноября 2021 г. и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 июля 2023 г., вынесенные в отношении Забродиной Н.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Забродиной Н.Н. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------