ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 августа 2018 г. N 74-АД18-10
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу Папоян Арагаца Сергеевича на постановление мирового судьи по судебному участку N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г., решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. и постановление и.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Оптима-Строй" (далее - ООО "Оптима-Строй", общество) Папоян Арагаца Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи по судебному участку N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г., оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. и постановлением и.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 г., директор ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 5 591 883 рублей 81 копейки.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Папоян А.С. просит об изменении состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении судебных актов, снижении размера административного штрафа до 30 000 рублей, заявляя о том, что он рассчитан неправильно.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что между муниципальным казенным учреждением "Департамент жилищных отношений" (заказчик, далее - МКУ "Департамент жилищных отношений") и ООО "Оптима-Строй" (застройщик), директором которого является Папоян А.С., заключены муниципальные контракты на долевое участие в строительстве многоквартирного дома по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Бабушкина, д. 12, корп. 3, общей площадью 6 834 м2:
- муниципальный контракт от 26 января 2016 г. N 0116300000115001291 со сроком исполнения до 30 ноября 2016 г. и ценой 45 997 100 рублей 48 копеек;
- муниципальный контракт от 26 января 2016 г. N 0116300000115001294 со сроком исполнения до 31 декабря 2016 г. (с учетом дополнительного соглашения к муниципальному контракту) и ценой 45 537 341 рубль 40 копеек;
- муниципальный контракт от 26 января 2016 г. N 0116300000115001296 со сроком исполнения до 30 ноября 2016 г. и ценой 45 343 077 рублей 00 копеек;
- муниципальный контракт от 28 января 2016 г. N 0116300000115001292 со сроком исполнения до 30 ноября 2016 г. и ценой 44 725 110 рублей 14 копеек;
- муниципальный контракт от 28 января 2016 г. N 0116300000115001288 со сроком исполнения до 31 декабря 2016 г. (с учетом дополнительного соглашения к муниципальному контракту) и ценой 42 072 724 рубля 14 копеек (далее также муниципальные контракты).
В соответствии с пунктом 1.1 муниципальных контрактов застройщик обязуется в предусмотренный контрактами срок построить недвижимое имущество (объекты недвижимости) и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию передать заказчику находящиеся в объекте недвижимости объекты долевого строительства, указанные в пункте 1.2 муниципальных контрактов и приложении N 3 к муниципальным контрактам, а заказчик обязуется оплатить застройщику обусловленную контрактом стоимость объектов долевого строительства и принять их.
Согласно пунктам 2.1 муниципальных контрактов цена определена за общую площадь передаваемых объектов долевого строительства.
В установленные муниципальными контрактами сроки многоквартирный дом по вышеуказанному адресу в эксплуатацию не введен, находящиеся в нем и указанные в пункте 1.2 муниципальных контрактов, приложении N 3 к муниципальным контрактам объекты долевого строительства МКУ "Департамент жилищных отношений" не переданы, что привело к невозможности реализации органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и нарушению прав граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проверки, проведенной прокуратурой г. Якутска в период с 1 по 20 марта 2017 г. на основании указания прокуратуры Республики Саха (Якутия) от 27 февраля 2017 г. N 72-1872017/331 по коллективному обращению жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Дзержинского, д. 43/2, о нарушениях срока исполнения программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
По факту допущенного бездействия, повлекшего неисполнение обязательств по муниципальным контрактам с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 20 марта 2017 г. заместителем прокурора г. Якутска в отношении директора ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С., которым не приняты достаточные меры для ввода объекта недвижимости в эксплуатацию и передачи объектов долевого строительства МКУ "Департамент жилищных отношений" в установленные муниципальными контрактами сроки, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения директора ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о совершении директором ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. указанного административного правонарушения соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Вместе с тем имеются основания для изменения принятых по настоящему делу об административном правонарушении решений.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При этом частями 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
Санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет.
В соответствии с пунктом 2.1 муниципальных контрактов общая цена муниципальных контрактов N 0116300000115001291, N 0116300000115001294, N 0116300000115001296, N 0116300000115001292, N 0116300000115001288 составляет 223 675 353 рубля 16 копеек.
Порядок оплаты определен в пункте 2.2 муниципальных контрактов, в соответствии с которым размер аванса составляет 30 процентов от суммы контракта, срок перечисления средств - не позднее 10 банковских дней с даты государственной регистрации муниципального контракта. Оплата остальной части осуществляется поэтапно, в зависимости от процента готовности жилых помещений в следующем порядке:
- денежные средства в размере 30 процентов от суммы контракта перечисляются по выполнении 30 процентов от общего объема работ, подтвержденного актом приема отдельного этапа работ, срок перечисления средств - не позднее 10 банковских дней с даты приема отдельных этапов выполненных работ;
- денежные средства в размере 30 процентов от суммы контракта перечисляются по выполнении 60 процентов от общего объема работ, подтвержденного актом приема отдельного этапа работ, срок перечисления средств - не позднее 10 банковских дней с даты приема отдельных этапов выполненных работ;
- оставшаяся сумма в размере 10 процентов перечисляется в течение 10 банковских дней после подписания сторонами акта приема-передачи законченных строительством жилых помещений и получения разрешения на ввод объектов долевого строительства в эксплуатацию.
Моментом оплаты считается списание денежных средств с расчетного счета заказчика.
В ходе производства по делу защитником лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, заявлялось об исполнении обязательств по муниципальным контрактам на 90 процентов, что материалами дела не опровергается.
Согласно актам приема-передачи отдельных этапов работ по муниципальным контрактам N 0116300000115001291, N 0116300000115001294, N 0116300000115001296, N 0116300000115001292, N 0116300000115001288 на долевое участие в строительстве многоквартирного дома от 17 мая 2016 г. (л.д. 136 - 140) и от 5 августа 2016 г. (л.д. 144 - 148) обязательства по муниципальным контрактам выполнены на 90 процентов.
Факт перечисления денежных средств за выполненный объем работ подтвержден платежными поручениями (л.д. 153 - 163, 170 - 174).
Таким образом, имеются основания для вывода о том, что обязательства по муниципальным контрактам не исполнены на 10 процентов, что от общей цены контрактов (223 675 353 рубля 16 копеек) составляет 22 367 535 рублей 32 копейки.
В соответствии с санкцией части 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф подлежал расчету от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами, - 22 367 535 рублей 32 копейки.
Вместе с тем размер административного штрафа мировой судья определил исходя из общей стоимости муниципальных контрактов, составляющей 223 675 353 рубля 16 копеек (5 процентов от 223 675 353 рубля 16 копеек = 11 183 767 рублей 66 копеек), и, применив положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначил директору ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 591 883 рублей 81 копейки (11 183 767 рублей 66 копеек / 2).
Нарушение, допущенное мировым судьей при назначении административного наказания, вышестоящими судебными инстанциями не устранено.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи по судебному участку N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г., решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. и постановление и.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 г., вынесенные в отношении директора ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат изменению в части назначенного наказания.
При этом, разрешая вопрос о назначении директору ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. административного наказания, судья Верховного Суда Российской Федерации, принимая во внимание наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности лица, считает необходимым применить положения частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
За совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть директора ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. административному наказанию с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса в виде административного штрафа в размере 559 188 рублей 39 копеек (5 процентов от 22 367 535 рублей 32 копейки - стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных муниципальными контрактами, = 1 118 376 рублей 77 копеек 12 = 559 188 рублей 39 копеек).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Папоян А.С. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи по судебному участку N 63 г. Якутска Республики Саха (Якутия) от 24 апреля 2017 г., решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2017 г. и постановление и.о. председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 января 2018 г., вынесенные в отношении директора ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить, назначить директору ООО "Оптима-Строй" Папоян А.С. административное наказание в виде административного штрафа в размере 559 188 рублей 39 копеек.
В остальной части принятые по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты оставить без изменения.
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
------------------------------------------------------------------