ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 июля 2024 г. N 5-АД24-74-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу защитника Петрова Е.В., действующего на основании доверенности в порядке передоверия в интересах АО "Почта России", на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 420 Савеловского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 419 Хорошевского района города Москвы, от 21 апреля 2023 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 июня 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции 22 сентября 2023 года, вынесенные в отношении АО "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 420 Савеловского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 419 Хорошевского района города Москвы, от 21 апреля 2023 года АО "Почта России" (далее по тексту также - Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Решением судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 июня 2023 года, оставленным без изменения постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции 22 сентября 2023 года, указанное постановление изменено в части указания даты его вынесения как 21 апреля 2023 года. В остальной части данное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Петров Е.В. выражает несогласие с вынесенными в отношении Общества судебными актами и ставит вопрос об их отмене, приводя доводы о допущенных при производстве по делу процессуальных нарушениях.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 13.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за обработку персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных, либо обработка персональных данных, не совместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Согласно статье 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); под оператором - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции) совершаемые с персональными данными; под обработкой персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; под распространением персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
В силу части 1 статьи 6 названного Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Законом. Обработка персональных данных допускается в случаях, установленных в части 1 статьи 6 указанного Закона.
Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 7 статьи 6 означенного Закона).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, по результатам проведенной в период с 01 по 11 ноября 2022 года уполномоченными должностными лицами Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу внеплановой выездной проверки в отношении АО "Почта России" выявлено, что Общество, являясь оператором, осуществляющим обработку персональных данных, допустило нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в части предоставления неправомерного доступа к информационным системам персональных данных АО "Почта России", повлекшего за собой распространение персональных данных пользователей сервиса АО "ПОЧТА РОССИИ" неограниченному кругу лиц путем их размещения на сайте в сети "Интернет по адресам": https.7/t.me/niceleakbro/25; https://gofile.io/cl/Fl SzAy.
Таким образом, АО "Почта России" совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе виновность Общества, совершившего противоправное деяние.
Действия (бездействие) Общества, не принявшего, несмотря на имевшуюся возможность, всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства в сфере персональных данных, не содержащие при этом уголовно наказуемого деяния, квалифицированы по части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами данного Кодекса и законодательства в означенной области.
Доводы настоящей жалобы о допущенных административным органом при проведении внеплановой проверки процессуальных нарушениях, поскольку Общество не было заранее уведомлено о ее проведении, нахожу безосновательными.
В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" федеральный государственный контроль (надзор) за обработкой персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом).
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с пунктами 3 - 6 части 1, частью 3 статьи 57 и частью 12 статьи 66 Федерального закона N 248-ФЗ (часть 5 статьи 73 данного Федерального закона).
В силу пункта 3 части статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц.
О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля (часть 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ).
Информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные настоящим Федеральным законом, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг (часть 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если сведения предоставлены контролируемому лицу в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в том числе направлены ему электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, установленных частью 9 настоящей статьи. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
Согласно материалам дела решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Общества принято 28 октября 2022 года временно исполняющим обязанности руководителя Управления Роскомнадзора по Центральному федеральному округу в целях исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 12 октября 2022 года N ДЧ-П 10-17250. Срок начала проведения проверки определен с 01 ноября, срок окончания - 11 ноября 2022 года (л.д. 114 - 118).
С данным решением о проведении проверки законный представитель Общества Федоров А.А. действительно ознакомлен в день начала проведения 01 ноября 2022 года проверки (л.д. 116). К этому решению в качестве Приложения N 1 приложен запрос о предоставлении документов и информации, необходимых для проведении проверки (л.д. 117 - 118).
Между тем из протокола выезда N 1 от 01 ноября 2022 года следует, что в означенный день должностными лицами осуществлено истребование документов (л.д. 50 - 51).
03 ноября 2022 года органом государственного контроля (надзора) в качестве контрольных (надзорных) мероприятий от Общества получены истребованные документы согласно перечню, приложенному к решению о проведении проверки, на 372 листах, а также произведены осмотры информационных систем "Почта ID", "Data Cloud" и "ЕНСИ" (протокол выезда N 2 от 03 ноября 2022 года, л.д. 52 - 53).
08 ноября 2022 года органом государственного контроля (надзора) в качестве контрольных (надзорных) мероприятий от Общества также получены необходимые для проведения проверки документы и произведен опрос его представителя Федорова А.А. (протокол выезда N 3 от 08 ноября 2022 года, л.д. 54 - 55, 56 - 58).
Результаты внеплановой выездной проверки в отношении АО "Почта России" зафиксированы в акте проверки от 11 ноября 2022 года (л.д. 6 - 10).
Изложенное свидетельствует о том, что 01 ноября 2022 года орган государственного контроля (надзора) фактически уведомил проверяемое лицо по месту его нахождения о проведении проверки с вручением копии решения о проведении проверки с приложением запроса о предоставлении документов и информации, необходимых для проведении проверки, а соответствующие контрольные (надзорные) мероприятия проведены 03 и 08 ноября 2022 года.
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона N 248-ФЗ информация о проведении выездной проверки размещена органом государственного контроля (надзора) в Едином реестре контрольных (надзорных мероприятий) 28 октября 2022 года за N 77220531000004013611.
Описанные выше действия органа государственного контроля (надзора) согласуются с положениями части 4 статьи 21 и части 6 статьи 73 Федерального закона N 248-ФЗ, а потому оснований полагать о допущенных контролирующим органом при проведении проверки грубых процессуальных нарушениях в рассматриваемом случае не имеется.
Право Общества на защиту при производстве по делу реализовано его представителями.
Порядок и срок давности привлечения АО "Почта России" к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Обществу минимальное, предусмотренное санкцией части 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены судами в установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядке.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление мирового судьи судебного участка N 420 Савеловского района города Москвы, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 419 Хорошевского района города Москвы, от 21 апреля 2023 года, решение судьи Савеловского районного суда города Москвы от 28 июня 2023 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции 22 сентября 2023 года, вынесенные в отношении АО "Почта России" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Петрова Е.В. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------