ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 апреля 2024 г. N 5-АД24-37-К2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Урумова Дмитрия Дмитриевича на вступившие в законную силу постановление судьи Тушинского районного суда города Москвы от 3 марта 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 27 июля 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2023 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Урумова Дмитрия Дмитриевича (далее - ИП Урумов Д.Д.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Тушинского районного суда города Москвы от 3 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Московского городского суда от 27 июля 2021 года и постановлением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2023 года, ИП Урумов Д.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Урумов Д.Д. выражает несогласие с судебными актами, состоявшимися в отношении него по данному делу, ставя вопрос об их отмене и прекращении производства по делу.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ИП Урумова Д.Д. к административной ответственности) невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 этого Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1.
В данном документе, в числе прочего, разъяснено, что из анализа норм подпункта "а.2" пункта "а" статьи 10, подпункта "б" пункта 6 статьи 4.1, пунктов "а", "у", "ф" части 1 статьи 11, статьи 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 (далее - Правила), в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 вышеназванного Обзора).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, указано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь, в числе прочего, определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (далее - Правила).
Согласно пункту 1 указанных Правил граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (подпункты "а, б" пункта 3 Правил).
Указом Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" на территории города Москвы введен режим повышенной готовности.
В соответствии с пунктом 11.1 названного Указа все работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой.
Как усматривается из материалов дела, при проведении должностным лицом МАДИ мероприятий по проверке соблюдения правил поведения при введении режима повышенной готовности на транспорте на территории г. Москвы, было выявлено, что ИП Урумов Д.Д. в 15 часов 10 минут 12 декабря 2020 года по адресу: г. Москва, ул. Василия Петушкова, д. 3, будучи водителем транспортного средства "Kia Rio", государственный регистрационный знак <...>, используемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании разрешения N <...>, действительного до 6 мая 2024 года, в нарушение вышеприведенных норм не осуществил измерение температуры тела.
Изложенные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ИП Урумова Д.Д. к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, оцененными по правилам статьи 26.11 этого Кодекса.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доводы жалобы о том, что ИП Урумов Д.Д. за необеспечение измерения температуры тела был дважды привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 и по части 2 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отклонению как основанные на неверном толковании норм права.
Так по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указанное лицо привлечено к административной ответственности за неисполнение требований пункта 11.1 Указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", по части 2 статьи 12.31.1 указанного Кодекса ИП Урумов Д.Д. привлечен за нарушение требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" о проведении предрейсового медицинского осмотра.
Утверждение заявителя жалобы о том, что в момент, относящийся к событию административного правонарушения, он не осуществлял предпринимательскую деятельность, использовал транспортное средство в личных целях, ранее являлось предметом исследования нижестоящих судов и обосновано отклонено по мотивам, подробно изложенным в оспариваемых судебных актах.
Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств и толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Порядок и срок давности привлечения ИП Урумова Д.Д. к административной ответственности соблюдены.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах, установленных санкцией части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно материалам дела постановление судьи Тушинского районного суда города Москвы от 3 марта 2021 года исполнено, административный штраф уплачен (л.д. 87), в связи с этим положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рассматриваемом случае применены быть не могут.
Обстоятельства, предусмотренные пунктами 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют. Обжалуемые судебные акты, вынесенные в отношении привлекаемого к административной ответственности по данному делу лица, отмене или изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 указанного Кодекса, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Тушинского районного суда города Москвы от 3 марта 2021 года, решение судьи Московского городского суда от 27 июля 2021 года и постановление судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 4 декабря 2023 года, состоявшиеся в отношении индивидуального предпринимателя Урумова Дмитрия Дмитриевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Урумова Дмитрия Дмитриевича - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------