ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 12 января 2023 г. N 11-АД22-33-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Александров В.Н., рассмотрев жалобу Муртазиной Алсу Рафисовны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2022 г., решение судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2022 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г., вынесенные в отношении председателя товарищества собственников жилья "Казанка" (далее - ТСЖ "Казанка", товарищество) Муртазиной Алсу Рафисовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2022 г., оставленным без изменения решением судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2022 г. и постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г., председатель ТСЖ "Казанка" Муртазина А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Муртазина А.Р. просит отменить судебные акты, вынесенные в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Пунктом 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, на объектах защиты запрещается устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения председателя ТСЖ "Казанка" Муртазиной А.Р. к административной ответственности, предусмотренной частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении и обжалуемых судебных актах выводы о неисполнении ею в установленный срок до 1 декабря 2021 г. требований пункта 2 предписания ОНД и ПР по Ново-Савиновскому району г. Казани УНД и ПР ГУ МЧС России по Республике Татарстан от 16 февраля 2021 г. N 25/1/17 (предписание) об устранении выявленных 16 февраля 2021 г. в ходе проведения проверки на объекте защиты - многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Чистопольская, д. 77/2 нарушений требований пожарной безопасности, выразившихся в изменении объемно-планировочных решений, возведении в местах мусороприемника заграждающих конструкций в виде кладовых:
- во 2-ом подъезде между 5 и 6, 8 и 9 этажами,
- в 4-ом подъезде между 5 и 6 этажами,
- в 5-ом подъезде между 3 и 4, 6 и 7 этажами,
- в 8-ом подъезде между 1 и 2, 3 и 4, 4 и 5 этажами,
- в 10-ом подъезде между 5 и 6 этажами,
- в 12-ом подъезде между 4 и 5, 8 и 9 этажами.
Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2), решением о проведении внеплановой выездной проверки (л.д. 5 - 6), актом проверки (л.д. 7 - 8), предписанием (л.д. 9 - 10) и иными доказательствами, оцененными в совокупности на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 2.4 названного Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии председателя ТСЖ "Казанка" Муртазиной А.Р. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Деяние председателя ТСЖ "Казанка" Муртазиной А.Р. квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.
Довод жалобы о том, что председатель товарищества Муртазина А.Р. не является субъектом вмененного административного правонарушения, предписание подлежало выдаче собственникам многоквартирного дома, которыми возведены заграждающие конструкции в виде кладовых, не влечет отмену принятых по делу судебных актов.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из указанных в данной норме способов управления многоквартирным домом, к каковым относится, в том числе управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (подпункт 2).
В соответствии с частью 2.2 указанной статьи при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений пунктов 11, 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, следует, что товарищество собственников жилья при управлении многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества. При этом содержание общего имущества в многоквартирном доме включает в себя, в том числе соблюдение мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Товарищество собственников жилья в силу указанных норм обязано обеспечить соблюдение требований пожарной безопасности при содержании общего имущества многоквартирного дома в целях защиты жизни и здоровья собственников и пользователей помещений в таком доме. Товарищество собственников жилья является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности, обеспечение их выполнения в отношении общего имущества многоквартирного дома вне зависимости от действий (бездействия) иных лиц.
Приведенными выше положениями статьи 37 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 указанного Закона ответственность за нарушения требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего руководители организаций.
Муртазина А.Р., будучи председателем ТСЖ "Казанка", принявшего на себя обязательства по управлению многоквартирным домом и обеспечению безопасных условий проживания в нем, в силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должна нести ответственность за неисполнение предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
При этом судебными инстанциями обоснованно отмечено, что допущенные нарушения требований пожарной безопасности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к недопустимому риску для жизни и здоровья жильцов многоквартирного дома.
Предписание выдано по результатам проверки, проведенной в рамках федерального государственного пожарного надзора, уполномоченным на то органом и в пределах предоставленной компетенции. Оно содержит указание на допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности и необходимость его устранения. Предписание соответствует действующему законодательству, направлено на устранение выявленных нарушений, является реально исполнимым. Неуказание в предписании конкретных мероприятий, которые необходимо совершить в целях устранения допущенных нарушений, не свидетельствует о неисполнимости предписания. Доводы жалобы в соответствующей части являются несостоятельными.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, своего подтверждения не нашли и не ставят под сомнение наличие в деянии председателя товарищества Муртазиной А.Р. состава вмененного административного правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Ссылка на судебные акты, вынесенные по другим делам, отклоняется, поскольку сделанные в них выводы и толкование правовых норм не могут рассматриваться в качестве обстоятельств, имеющих правовое значение при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении. При разрешении каждого дела учитываются его конкретные обстоятельства.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции части 12 статьи 19.5 названного Кодекса.
Назначение избранного размера наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к должностному лицу товарищества указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление мирового судьи судебного участка N 10 по Ново-Савиновскому судебному району г. Казани Республики Татарстан от 2 февраля 2022 г., решение судьи Ново-Савиновского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 11 апреля 2022 г. и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г., вынесенные в отношении председателя ТСЖ "Казанка" Муртазиной А.Р. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Муртазиной А.Р. - без удовлетворения.
Российской Федерации
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
------------------------------------------------------------------