Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 11.12.2019 N 20-АД19-4

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 декабря 2019 г. N 20-АД19-4

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Магомедова Магомеда Гаджиевича на вступившие в законную силу постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Дагестан, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Дагестан от 16 октября 2018 г. N 331, решение судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 11 марта 2019 г., вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "АЮВ" (далее - ООО "АЮВ", общество) Магомедова Магомеда Гаджиевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением должностного лица Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Дагестан от 16 октября 2018 г. N 331, оставленным без изменения решением судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2018 г. и постановлением заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 11 марта 2019 г., директор ООО "АЮВ" Магомедов М.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Магомедов М.Г. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Частью первой статьи 26 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" установлено, что предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами.

В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно пункту 5 Основных положений о рекультивации земель рекультивации подлежат земли, нарушенные, в том числе при разработке месторождений полезных ископаемых открытым или подземным способом, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.

Из материалов дела усматривается, что в период с 17 по 24 сентября 2018 г. должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан на основании приказа руководителя указанного органа от 7 сентября 2018 г. N 02-155 с целью исполнения требования Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры от 5 сентября 2018 г. N 02-01/05-2018 "О проведении внеплановой проверки в отношении предприятий, прекративших действие лицензии приказом МПР и экологии Республики Дагестан" проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО "АЮВ".

В ходе проверки установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан обществу было предоставлено право пользования недрами в целях добычи строительной глины по лицензии N МАХ 01017 ТЭ сроком действия до 15 июня 2023 г.

Постановлением администрации г. Каспийск от 7 декабря 2001 г. N 647 обществу выделен земельный участок площадью 13 га в районе Таркинского кирпичного завода для организации кирпичного цеха на участке площадью 2 га и карьера по добыче глины на участке площадью 11 га.

Постановлением администрации г. Каспийск от 23 мая 2006 г. N 216 обществу предоставлен в аренду сроком на 49 лет земельный участок площадью 13 га, в том числе 2 га под площадку обжига кирпича и установку формовых прессов и 11 га под карьер в районе Таркинского кирпичного завода.

22 мая 2007 г. заключен договор аренды земельного участка N 17.

При обследовании земельного участка установлено, что из площади, отведенной для строительства карьера по добыче строительной глины, разработаны 5 котлованов общей площадью 41 413 м2 (4,14 га).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан от 6 марта 2018 г. N 59 по заявлению руководителя общества Магомедова М.Г. право пользования недрами по лицензии N МАХ 01017 ТЭ, выданной обществу в целях добычи глины на участке недр, расположенном на территории г. Каспийска, досрочно прекращено с 7 марта 2018 г.

Обществом разработан проект рекультивации земель, нарушаемых при разработке карьера по добыче глины на землях, отведенных предприятию под строительство и размещение кирпичного цеха в районе Таркинского кирпичного завода.

В соответствии с таблицей 2 к "ГОСТ 17.5.1.02-85. Государственный стандарт Союза СССР. Охрана природы. Земли. Классификация нарушенных земель для рекультивации", утвержденного и введенного в действие постановлением Госстандарта СССР от 16 июля 1985 г. N 2228, к группе земель, нарушенных при открытых горных работах, относятся карьерные выемки, на месте которых в рамках рекультивации рекомендуется создание рыбоводческих водоемов.

По разработанному проекту рекультивации земель предусмотрена технология работ по освоению (строительству) карьерного котлована под рыбоводческий пруд.

Также обществом согласованы с собственником земельного участка технические условия на рекультивацию земель, нарушаемых в результате проводимых разработок, согласно которым рекультивации подлежит 11 га, направлением рекультивации в соответствии с "ГОСТ 17.5.3.04-83 (СТ СЭВ 5302-85). Государственный стандарт Союза СССР. Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель", утвержденным и введенным в действие постановлением Госстандарта СССР от 30 марта 1983 г. N 1521, является освоение выработанного пространства под рыбные пруды.

Согласно заданию на проектирование и техническим условиям мощность полезной толщи до современного уровня грунтовых вод с учетом оставления предохранительного слоя 0,5 м составляет в среднем 2 м.

В ходе осмотра, обследования установлено, что все котлованы общей площадью 4,14 га вскрыты до глубины от 3 м до 5 м, тем самым вскрыт водоупорный горизонт грунтовых вод и допущено обводнение котлованов, также вода в котлованы поступает из канала "Старый КОР" по оросительному каналу водохозяйственного значения.

Обводненные карьеры общества относятся к вновь создаваемым водоемам, которые не изолированы от существующих водных объектов, для их обустройства необходимо разработать проект водоема, пройти согласования.

По результатам проверки должностными лицами Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан сделан вывод о том, что обществом для выполнения рекультивации в виде создания рыбоводческих прудов в 5 обводненных карьерах общей площадью 4,14 га не обустроены карьеры под рыбоводческие пруды (отсутствуют дамбы), не разработан проект водоема с необходимыми согласованиями, отсутствуют сведения о приемке-сдаче рекультивированных земель.

24 сентября 2018 г. должностным лицом Управления Росприроднадзора по Республике Дагестан по данному факту в отношении директора общества Магомедова М.Г. составлен протокол N 02-04-12а/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором указанному лицу вменено нарушение требований статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды РФ N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 г. (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минприроды России N 683, Минэкономразвития России N 729 от 25 декабря 2018 г., вступившего в силу с 10 января 2019 г., далее - Основные положения о рекультивации земель).

Постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции, директор общества Магомедов М.Г. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 2.4 названного Кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В соответствии с положениями статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях директор ООО "АЮВ" Магомедов М.Г. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 названного Кодекса.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Должностное лицо и судебные инстанции пришли к правильному выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

Действия директора ООО "АЮВ" Магомедова М.Г. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.

Доводы, имеющие правовое значение, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.

Несогласие заявителя с оценкой установленных по делу обстоятельств не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу решений.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.9, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление должностного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Дагестан, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Дагестан от 16 октября 2018 г. N 331, решение судьи Каспийского городского суда Республики Дагестан от 12 декабря 2018 г. и постановление заместителя председателя Верховного Суда Республики Дагестан от 11 марта 2019 г., вынесенные в отношении директора ООО "АЮВ" Магомедова М.Г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Магомедова М.Г. - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления