ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 апреля 2022 г. N 16-АД22-1-К4
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр детского загородного отдыха "Орленок на Ахтубе" - генерального директора Гордиенко А.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 04.12.2020 N 5-545/2020, решение судьи Волгоградского областного суда от 27.01.2021 N 07п-41/2021 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2021 N 16-4325/2021, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр детского загородного отдыха "Орленок на Ахтубе" (далее также - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 04.12.2020 N 5-545/2020, оставленным без изменения решением судьи Волгоградского областного суда от 27.01.2021 N 07п-41/2021 и постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2021 N 16-4325/2021, общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа 100 000 рублей с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор Гордиенко А.В. выражает несогласие с судебными актами, вынесенными в отношении общества по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 этой статьи те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Волгоградской области от 15.03.2020 N 179 на территории Волгоградской области с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности функционирования органов управления, сил и средств территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее также - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства (пункт 1 статьи 28 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Пунктом 1.7 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 N 73, определено, что деятельность детских оздоровительных лагерей осуществляется при условии соответствия их требованиям названных санитарных правил, а также при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу пункта 1.4 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16 (далее также - санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20), организации не позднее чем за 1 рабочий день до их открытия должны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о планируемых сроках открытия организации в условиях распространения COVID-19, информировать родителей (законных представителей детей) о режиме функционирования организации в условиях распространения COVID-19.
Из пункта 2.3 указанного нормативно-правового акта следует, что в организации должны проводиться противоэпидемические мероприятия, включающие, в числе иного, организацию работы сотрудников, участвующих в приготовлении и раздаче пищи, обслуживающего персонала с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания (одноразовых масок или многоразовых масок со сменными фильтрами), а также перчаток. При этом смена одноразовых масок должна производиться не реже 1 раза в 3 часа, фильтров - в соответствии с инструкцией по их применению.
Пунктом 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 установлено, в частности, что в организации отдыха детей и их оздоровления должен быть определен алгоритм организации медицинской помощи с указанием медицинских организаций инфекционного профиля или перепрофилированных организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации.
Согласно пункту 8.7 СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2013 N 67, руководители организаций и учреждений, имеющих загородные летние оздоровительные учреждения, расположенные в зоне природных очагов (или зонах риска) КГЛ, перед их открытием обязаны обеспечить, в частности, проведение барьерных акарицидных обработок, создавая ширину барьера не менее 100 м по периметру ограждения. Акарицидные обработки проводят за 5 - 7 дней до заезда детей и перед каждой сменой с обязательной оценкой эффективности проведенных работ.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения общества с ограниченной ответственностью "Центр детского загородного отдыха "Орленок на Ахтубе" к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о выявленных в ходе проведенной 2 августа 2020 года прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области проверки нарушения обществом пункта 1.7 СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2013 N 73 (деятельность осуществляется в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на соответствие деятельности, осуществляемой организацией отдыха и оздоровления детей); пунктов 1.4, 2.3, 3.3 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 (организация не уведомила за 1 рабочий день до открытия территориальный орган, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль, о планируемых сроках открытия в условиях распространения CIVID-19; персонал пищеблока осуществлял приготовление пищи без использования перчаток; не определен алгоритм организации медицинской помощи с указанием медицинских организаций для оказания медицинской помощи, функционирующих в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей и сотрудников в случае осложнения эпидемиологической ситуации); пункта 8.7 СП 3.1.7.3148-13 "Профилактика Крымской геморрагической лихорадки", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.12.2013 N 67 (руководителем организации загородного летнего оздоровительного учреждения перед открытием за 5 - 7 дней до заезда детей не обеспечено проведение барьерной акарицидной обработки). Кроме того, в нарушение постановления Главного государственного санитарного врача по Волгоградской области от 16.07.2020 N 8086 "Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2020 году" у медицинского персонала и поваров не проведено обследование на COVID-19.
При этом было установлено, что обществом заключен договор с Волгоградской региональной молодежной общественной организацией содействия образованию "Интеграл" о проживании и культурно-досуговом обслуживании жителей Волгоградской области на 95 человек в период в времени с 01.08.2020 по 03.08.2020 с дополнительным соглашением к нему, в соответствии с которым в услуги включено трехразовое питание и медицинское сопровождение.
Фактические обстоятельства выявленного административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Действия общества правильно квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты судебные инстанции сочли, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Событие и виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии у защитника Гордиенко В.И., участвовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, соответствующих полномочий, были предметом исследования судов и получили исчерпывающую правовую оценку как применительно к конкретным обстоятельствам составления протокола об административном правонарушении (наличие у названного лица надлежащим образом оформленной доверенности), так и с учетом других обстоятельств, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением норм частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 этого Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 указанного Кодекса могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление судьи Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 04.12.2020 N 5-545/2020, решение судьи Волгоградского областного суда от 27.01.2021 N 07п-41/2021 и постановление судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.09.2021 N 16-4325/2021, состоявшиеся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Центр детского загородного отдыха "Орленок на Ахтубе" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Центр детского загородного отдыха "Орленок на Ахтубе" - генерального директора Гордиенко А.В. - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------