ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 11 февраля 2016 г. N 58-АД16-1
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу генерального директора ООО "Ф.О.Н." Парамонова А.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 25 Центрального района г. Хабаровска от 5 марта 2014 г., решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2014 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июня 2015 г., вынесенные в отношении ЗАО "Ф.О.Н." (реорганизовано в форме преобразования в ООО "Ф.О.Н.", далее - общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением мирового судьи судебного участка N 25 Центрального района г. Хабаровска от 5 марта 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2014 г. и постановлением заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июня 2015 г., общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор Парамонов А.А. просит отменить постановления, вынесенные в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 430-ФЗ) осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее также Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "з" пункта 4 данного Положения (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 223) лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является, в том числе соблюдение лицензиатом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441 (далее также Правила совершения операций с денежными средствами).
Как следует из пункта 3 указанных Правил совершения операций с денежными средствами, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение:
- порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации;
- требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) (далее - Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 данной статьи. К числу сведений, подлежащих установлению в отношении физических лиц, относятся, в том числе адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
Как усматривается из материалов дела, на основании лицензии от 26 июня 2009 г. N 4 общество осуществляет деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 16, пом. II (9).
В период с 19 по 23 декабря 2013 г. на основании распоряжения начальника Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее - налоговый орган) от 11 декабря 2013 г. N 418 должностными лицами налогового органа в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к лицам, осуществляющим деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Проверка проведена в пункте приема ставок букмекерской конторы, расположенном в помещении по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 16, пом. II (9), занимаемом обществом на основании договора субаренды от 1 октября 2013 г. N 46/1, заключенного с ООО "Сфера-Сервис".
По результатам проведенной проверки 23 декабря 2013 г. составлен акт проверки N 18-13/45 (т. 1, л.д. 17 - 24).
Согласно данному акту в рамках проверки выявлены нарушения, выразившиеся в несоблюдении обществом порядка ведения кассовых операций, а также установленных законом требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение требований пунктов 1.3, 2.5, 5.6 Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденного Центральным банком Российской Федерации 12 октября 2011 г. N 373-П (действовавшего на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций):
- лимит остатка кассы для обособленного подразделения не установлен;
- листы кассовой книги обособленного подразделения не подбираются и не брошюруются юридическим лицом по каждому обособленному подразделению;
- кассовая книга обособленным подразделением не ведется.
В нарушение пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ журнал идентификации физических лиц не содержит адрес места жительства (регистрации) или места пребывания лица.
27 января 2014 г. по факту выявленных нарушений в отношении общества составлен протокол N 18-37/13 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерской конторе с нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом "з" пункта 4 названного выше Положения о лицензировании (т. 1, л.д. 5 - 7).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, установленной данной нормой.
С состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В ходе производства по делу законный представитель и защитники общества указывали на то, что предусмотренные законодательством требования при работе с наличными денежными средствами соблюдаются, в подтверждение чего были представлены документы об организации учетной политики общества.
Как указано выше, согласно Правилам совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Под организатором азартной игры в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" понимается юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр.
Названное выше Положение о порядке ведения кассовых операций распространяется на юридических лиц, ведущих бухгалтерский учет в соответствии с требованиями, установленными органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет. Требования Положения о порядке ведения кассовых операций адресованы юридическим лицам при ведении операций по приему наличных денег, включая их пересчет, выдаче наличных денег (кассовые операции) в месте для проведения кассовых операций (касса), определенном руководителем юридического лица.
Вывод нижестоящих судебных инстанций о том, что в пункте приема ставок букмекерской конторы, расположенном по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 16, пом. II (9), подлежит установлению лимит остатка кассы и должна вестись кассовая книга обособленного структурного подразделения общества, не может быть признан обоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что названный пункт приема ставок является обособленным структурным подразделением юридического лица (его филиалом или представительством). При этом касса пункта приема ставок не является кассой юридического лица (местом проведения кассовых операций) по смыслу Положения о порядке ведения кассовых операций.
Доказательств того, что общество не соблюдает предусмотренные законодательством требования при работе с наличными денежными средствами, материалы дела также не содержат.
Из содержания Правил совершения операций с денежными средствами следует, что в кассе игорного заведения осуществляется выдача обменных знаков (фишки, жетоны или иные знаки (документы) в обмен на денежные средства, а также производится выдача выигрыша в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.
Положением о документообороте, технологии обработки учетной информации и форм документов для внутренней отчетности общества, утвержденным генеральным директором общества 1 января 2012 г., предусмотрено, что при приеме ставки от участника азартной игры в пункте приема ставок букмекерской конторы формируется обменный знак игорного заведения - карточка установленной формы (т. 1, л.д. 94 - 98).
В силу пункта 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций, установленных этим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); недопущение накопления в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег, за исключением случаев, установленных в абзаце втором пункта 1.4 названного Положения.
Согласно пунктам 1.10, 1.11 данного Положения юридическое лицо может вести кассовые операции, отражаемые в кассовой книге, с применением программно-технических комплексов. Мероприятия по обеспечению сохранности наличных денег при ведении кассовых операций, хранении, транспортировке, порядок и сроки проведения проверок фактического наличия наличных денег определяются юридическим лицом.
Положением о порядке ведения кассовых операций в обществе, утвержденным 1 января 2012 г., установлено, что кассовая книга ведется головным подразделением юридического лица и филиалами, выделенными на отдельный баланс и имеющими расчетный счет. Головное подразделение и филиалы в кассовой книге учитывают, в том числе поступление и выдачу наличных денег пунктами приема ставок, не выделенными на отдельный баланс, не имеющими расчетного счета, структурно входящими в состав головного подразделения или филиала в соответствии с Положением о филиале и/или приказом генерального директора общества.
В головной организации и в каждом филиале открывается отдельный раздел единой кассовой книги. При приеме ставок и выплате выигрышей в пунктах приема ставок все операции по приходу и расходу наличных денежных средств отражаются в компьютерной рабочей программе "Автоматизированное рабочее место оператора букмекерской конторы" (ФонАРМ), которая установлена на компьютерах, размещенных в головном подразделении общества, филиалах и пунктах приема ставок. Отчеты о принятых ставках и выплаченных выигрышах направляются пунктами приема ставок в головное подразделение и филиалы в электронном виде (т. 1, л.д. 80 - 81).
Приказом от 1 января 2013 г. N 1 утверждена учетная политика в обществе, а также организация документооборота (приложение N 5), которая содержит положения, аналогичные приведенным выше, а также о том, что головное подразделение, филиалы устанавливают лимит остатка наличных денег в кассе, который утверждается приказом руководителя головного подразделения, филиала (т. 1, л.д. 93).
В соответствии с приказом генерального директора общества от 29 октября 2012 г. N 195 пункт приема ставок букмекерской конторы, расположенный по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 16, на отдельный баланс не выделен, собственного расчетного счета не имеет, входит в структуру Подмосковного филиала общества (т. 1, л.д. 99). Лимит остатка наличных денежных средств, установленный распоряжением директора Подмосковного филиала общества, распространяется на указанный пункт приема ставок.
Филиалы (обособленные подразделения), помимо ведения собственного учета, ведут бухгалтерский учет структурных подразделений филиала (обособленных подразделений, не выделенных на отдельный баланс и не имеющих расчетного счета), структурно подчиняющихся филиалу. Финансово-хозяйственные операции структурного подразделения филиала отражаются в аналитическом учете филиала, которому оно подчиняется (приложение N 1 к приказу от 1 января 2013 г. об учетной политике общества на 2013 год, Положение о Подмосковном филиале общества, утвержденное приказом общества от 3 октября 2011 г. N 114) (т. 1, л.д. 82 - 85, 219 - 224). Денежные средства, поступающие в пункт приема ставок, оприходуются работником филиала по приходным ордерам.
При изложенных обстоятельствах в действиях общества не усматривается нарушения требований Положения о порядке ведения кассовых операций и Правил совершения операций с денежными средствами, порядок работы общества с денежной наличностью в пункте приема ставок общества по адресу: г. Хабаровск, ул. Льва Толстого, д. 16, пом. II (9) соответствует требованиям законодательства.
Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии нарушения обществом подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, в части невыполнения установленного Правилами совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, требования о соблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Относительно вмененного обществу нарушения подпункта "з" пункта 4 названного Положения о лицензировании в части невыполнения предусмотренного Правилами совершения операций с денежными средствами предписания о соблюдении требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как указано выше, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны до приема на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 данной статьи. К числу сведений, подлежащих установлению в отношении физических лиц, относятся, в том числе адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.
Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля.
В материалах дела имеются сведения о том, что приказом генерального директора общества от 17 июля 2012 г. N 137 были утверждены правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Данными правилами предусмотрено, что при проведении идентификации сведения о клиенте фиксируются в анкете клиента, которая составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа с указанием адреса места жительства (регистрации) или места пребывания физического лица. В случае выявления признаков совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии с требованиями Федерального закона, или необычной операции (сделки) сотрудник организации, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение - документ, содержащий сведения об указанной сделке, а также сведения об адресе места жительства (регистрации) или места пребывания физического лица.
В ходе производства по делу защитником общества заявлялось о том, что требования Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ об идентификации клиентов обществом выполняются в соответствии с установленными правилами.
Данный довод в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судебными инстанциями должным образом не проверен, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом требований этой нормы и данных об установленном названными выше правилами внутреннего контроля общества порядке идентификации клиента, в соответствии с которым сведения о клиенте фиксируются в соответствующей анкете с указанием, в том числе адреса места его жительства (регистрации) или места пребывания, отсутствие в журнале идентификации клиента пункта приема ставок такой информации не свидетельствует о том, что обществом не выполняются требования статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. Эти обстоятельства подлежали проверке в рамках судебного разбирательства.
Изложенное не позволяет сделать вывод о нарушении обществом подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130, в части невыполнения предусмотренного Правилами совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, положения о соблюдении требований о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 25 Центрального района г. Хабаровска от 5 марта 2014 г., решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2014 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июня 2015 г., вынесенные в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу генерального директора ООО "Ф.О.Н." Парамонова А.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 25 Центрального района г. Хабаровска от 5 марта 2014 г., решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 11 июля 2014 г. и постановление заместителя председателя Хабаровского краевого суда от 19 июня 2015 г., вынесенные в отношении ООО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
------------------------------------------------------------------