ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 августа 2024 г. N 47-АД24-7-К6
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Паушкина Петра Николаевича на вступившие в законную силу постановление врио заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 27 сентября 2022 года, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 10 октября 2022 года, решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 04 июля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года, вынесенные в отношении Паушкина Петра Николаевича (далее - Паушкин П.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением врио заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 27 сентября 2022 года, оставленным без изменения решением начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 10 октября 2022 года и решением судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2023 года, Паушкин П.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Оренбургского областного суда от 04 июля 2023 года, оставленным без изменения постановлением судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года, указанные выше акты изменены в части назначенного наказания, административный штраф с учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен до 175 000 рублей. В остальной части названные акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Паушкин П.Н. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 20, но не более 50 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 20, но не более 50 процентов без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на водителя в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от двух до четырех месяцев; на должностных лиц, ответственных за перевозку, - от тридцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей, а в случае фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - на собственника (владельца) транспортного средства в размере четырехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 23.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), масса перевозимого груза и распределение нагрузки по осям не должны превышать величин, установленных предприятием-изготовителем для данного транспортного средства.
Движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 23.5 Правил дорожного движения).
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года N 2200, под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению N 2 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению N 3 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий: указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 2 к этим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением N 3 к данным Правилам; владельцем автомобильной дороги установлены соответствующие дорожные знаки, и на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещена соответствующая информация; транспортно-эксплуатационные характеристики автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) соответствуют указанным значениям массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства.
Статьей 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами;
Согласно положениям части 2 статьи 31 Федерального закона движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением случаев, установленных данной нормой, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями этой статьи.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела, 7 сентября 2022 года в 16 часов 21 минуту на 243 км 588.7 м автодороги "Бугульма - Бугуруслан - Бузулук - Уральск" в Курманаевском районе Оренбургской области водитель тяжеловесного транспортного средства "КАМАЗ", государственный регистрационный знак <...>, в составе 5-осного автопоезда, собственником (владельцем) которого является Паушкин П.Н., осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей по осевым нагрузкам: на ось N 5 на 37.17% (8.230 т при предельно допустимой 6.000 т), на ось N 4 на 17.67% (7.060 т при предельно допустимой 6.000 т), на ось N 3 на 31.82% (7.250 т при предельно допустимой 5.500 т), на ось N 2 на 41.45% (7.780 т при предельно допустимой 5.500 т).
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством "СВК-2-РВС", работающим в автоматическом режиме, поверка действительна до 26 августа 2023 года.
Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Паушкиным П.Н., как владельцем транспортного средства, совершено административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что в полной мере установлено материалами дела.
Доводы жалобы о том, что в момент автоматической фиксации административного правонарушения специальное техническое средство "СВК-2-РВС" работало некорректно, ранее являлись предметом рассмотрения нижестоящих судебных инстанций и обоснованно отклонены по мотивам, подробно изложенным в обжалуемых актах.
Так из письма заместителя директора ГУ "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" следует, что недостатки, указанные в актах технического обслуживания названного специального технического средства, не повлияли на правильность проводимых измерений весогабаритных параметров в момент прохождения транспортным средством измерительного участка АПВГК (л.д. 139).
Несогласие заявителей с оценкой установленных должностными лицами и судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с применением положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 названного Кодекса.
Постановление о привлечении Паушкина П.Н. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или безусловную отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление врио заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 27 сентября 2022 года, решение начальника ЦАФАП в ОДД ГИБДД УМВД России по Оренбургской области от 10 октября 2022 года, решение судьи Бузулукского районного суда Оренбургской области от 31 марта 2023 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 4 июля 2023 года и постановление судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 января 2024 года, вынесенные в отношении Паушкина Петра Николаевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Паушкина Петра Николаевича - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.И.КУЗЬМИЧЕВ
------------------------------------------------------------------