ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 декабря 2020 г. N 78-АД20-11
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу защитника Зибровой О.А., действующей в интересах Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", на вступившие в законную силу постановление от 29.04.2019 N 010-2019/П-30-307, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.07.2019 N 12-203/2019, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05.11.2019 N 7-1909/2019 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-975/2020, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" (далее - предприятие)
постановлением от 29.04.2019 N 010-2019/П-30-307, вынесенным заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды (далее - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.07.2019 N 12-203/2019, решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05.11.2019 N 7-1909/2019 и постановлением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-975/2020, предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Зиброва О.А. просит отменить постановления и решения, вынесенные по данному делу об административном правонарушении в отношении предприятия, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Основные права и обязанности пользователя недр установлены статьей 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", в соответствии с пунктами 1, 4, 10 части 2 которой пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; представление геологической информации о недрах в соответствии со статьей 27 данного Закона в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения предприятия к административной ответственности).
Из пункта 1.1 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения, утвержденных приказом Росстата от 07.07.2011 N 308, следует, что сведения по форме федерального статистического наблюдения N 4-ЛС (далее по тексту цитируемого нормативного акта - сведения) предоставляют юридические лица - пользователи недр всех форм собственности, имеющие лицензии на геологическое изучение, разведку и разработку месторождений (или участков недр, не имеющих запасов, прошедших государственную экспертизу в установленном порядке) питьевых и технических подземных вод, ежегодно в течение всего срока действия лицензии по каждому участку недр. Сведения предоставляются по каждому участку недр, указанному в лицензии и лицензионном соглашении. Юридические лица предоставляют указанную форму федерального статистического наблюдения по месту их нахождения. В случае, когда юридическое лицо не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления им деятельности.
Согласно статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о допущенном предприятием, имеющем лицензию на право пользования недрами для добычи подземных вод для резервного водоснабжения объектов метрополитена при чрезвычайных ситуациях и в особый период, непредставлении в установленный срок (до 20.01.2019) сведений по форме 4-ЛС за 2018 год, а также сведений о фонде эксплуатационных, резервных и наблюдательных скважин и информационного отчета о результатах мониторинга подземных вод (по состоянию на 23.04.2019).
Приведенные обстоятельства, послужившие основанием для привлечения предприятия к административной ответственности по данному делу, подтверждаются собранными доказательствами, исследованными и оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия предприятия квалифицированы по статье 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами этого Кодекса и подлежащего применению законодательства, регулирующего отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, заместитель главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и судебные инстанции сочли, что предприятие имело возможность для соблюдения норм применимого законодательства, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы, аналогичные приведенным в настоящей жалобе, в том числе о своевременном представлении сведений по форме 4-ЛС за 2018 год по адресу электронной почты департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу, на континентальном шельфе и в Мировом океане по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" были предметом проверки в ходе производства по делу, обоснованно отвергнуты в обжалуемых актах и не ставят под сомнение наличие в деянии предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы, содержащиеся в решении судьи Ленинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 03.03.2020 по делу об административном правонарушении в отношении главного инженера службы - заместителя главного энергетика предприятия Цветкова А.Г. не могут рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего значение для рассмотрения настоящего дела, так как решение по каждому делу об административном правонарушении выносится с учетом конкретных его обстоятельств на основании собранных доказательств. Более того, в рамках рассмотрения настоящей жалобы не может быть проверена законность упомянутого акта.
Срок давности и порядок привлечения предприятия к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в пределах санкции статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для юридических лиц.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление от 29.04.2019 N 010-2019/П-30-307, вынесенное заместителем главного государственного инспектора Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, решение судьи Ленинского районного суда Санкт-Петербурга от 25.07.2019 N 12-203/2019, решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05.11.2019 N 7-1909/2019 и постановление судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 05.06.2020 N 16-975/2020, состоявшиеся по делу об административном правонарушении, предусмотренном 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", оставить без изменения, жалобу защитника Зибровой О.А., действующей в интересах Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен", - без удовлетворения.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------