ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 8 мая 2018 г. N 58-АД18-3
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Воробьевой Татьяны Андреевны на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 1 сентября 2016 г. N 22-52-25/8941, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2016 г. N 12-353/2016, решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2016 г. N 21-1188/2016 и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 7 июня 2017 г. N 4а-431/2017, вынесенные в отношении Воробьевой Татьяны Андреевны, являвшейся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 1 сентября 2016 г. N 22-52-25/8941, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2016 г. N 12-353/2016, решением судьи Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2016 г. N 21-1188/2016 и постановлением и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 7 июня 2017 г. N 4а-431/2017, Воробьева Т.А., являвшаяся в период с 3 мая 2011 г. по 19 декабря 2015 г. председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края (далее также комитет), признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Воробьева Т.А. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении ее по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив с учетом положений указанной нормы материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения должностного лица Воробьевой Т.А. к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой, послужил выявленный факт нецелевого использования 14 апреля 2015 г. бюджетных средств, выразившегося в направлении средств федерального бюджета, доведенных до комитета по виду расходов 810, в виде субсидии Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Центр детского и юношеского творчества рабочего поселка Солнечный" в размере 72 700,00 рублей в целях, не соответствующих целям, определенным Законом Хабаровского края от 10 декабря 2014 г. N 19 "О краевом бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", бюджетной росписью комитета на 2015 год, уведомлением о лимитах бюджетных обязательств комитета на 2015 год, что не содержит уголовно наказуемого деяния.
Состоявшиеся по делу акты законными признать нельзя.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 указанного Кодекса, составляет один год.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении Воробьевой Т.А., являвшейся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, настоящего дела об административном правонарушении, имели место 14 апреля 2015 г.
Следовательно, срок давности привлечения указанного лица к административной ответственности, установленный частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начал исчисляться с 14 апреля 2015 г. и истек 14 апреля 2016 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Таким образом, в нарушение приведенных норм должностное лицо Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю рассмотрело настоящее дело об административном правонарушении, признав Воробьеву Т.А., являвшуюся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 1 сентября 2016 г. за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 1 сентября 2016 г. N 22-52-25/8941, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2016 г. N 12-353/2016, решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2016 г. N 21-1188/2016 и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 7 июня 2017 г. N 4а-431/2017, вынесенные в отношении Воробьевой Т.А., являвшейся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Изложенное соответствует правовому подходу, сформулированному в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 52-АД16-1, от 3 мая 2017 г. N 127-АД17-6.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
жалобу Воробьевой Т.А. удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 1 сентября 2016 г. N 22-52-25/8941, решение судьи Кировского районного суда г. Хабаровска от 13 октября 2016 г. N 12-353/2016, решение судьи Хабаровского краевого суда от 30 ноября 2016 г. N 21-1188/2016 и постановление и.о. председателя Хабаровского краевого суда от 7 июня 2017 г. N 4а-431/2017, вынесенные в отношении Воробьевой Т.А., являвшейся председателем комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ
------------------------------------------------------------------