ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 апреля 2016 г. N 304-АД16-1903
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., рассмотрев жалобу Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2015 по делу N А75-13688/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2015 по тому же делу,
муниципальное предприятие "Городские электрические сети" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - энергетическая комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2014 N 9-АП о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 146 935 рублей.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2015 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 02.12.2015 указанные судебные акты оставил без изменения.
Региональная энергетическая комиссия Тюменской области, Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на судебные акты, ссылаясь на неправильное применение норм права.
По результатам рассмотрения жалобы и приложенных к ней материалов оснований для отмены обжалуемых судебных актов не установлено.
Как установлено судами, проведенной Службой жилищного и строительного контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проверкой коллективного обращения жителей общежития (Вахта 80), расположенного по адресу: г. Ханты-Мансийск, ул. Строителей, 12а, принадлежащего закрытому акционерному обществу "Назымская нефтегазоразведочная экспедиция" (далее - Назымская НГРЭ), установлено, что здание данного общежития изначально построено для размещения вахтового персонала, внутренняя планировка помещений коридорного типа с общими санитарными узлами и душевой.
Общежитие подключено к общегородским центральным сетям холодного водоснабжения, водоотведения, отопления и электроснабжения. Исполнителем коммунальных услуг по предоставлению холодного водоснабжения, отопления, электроэнергии является Назымская НГРЭ.
Здание не газифицировано, к системе централизованного горячего водоснабжения не подключено. Для приготовления горячей воды используются индивидуальные электрические бойлеры, для приготовления пищи в жилых помещениях - электрические плиты.
Начисление платы за электрическую энергию в период с октября 2011 года по сентябрь 2014 года проводилось жильцам общежития Назымской НГРЭ по установленным нормативам, а в комнатах, оборудованных индивидуальными приборами учета, - по показаниям приборов без применения понижающего тарифного коэффициента.
По результатам проверки составлен акт от 16.10.2014 N ХМ-247 и принято решение о направлении в энергетическую комиссию копий материалов проверки для рассмотрения вопроса о правомерности неприменения исполнителем коммунальной услуги по электроэнергии понижающего тарифного коэффициента при расчете абонентской платы потребителям, проживающим в проверенном общежитии.
На основании представленных документов энергетической комиссией проведена проверка, составлен акт от 14.11.2014 N 28/АП-4, в котором сделан вывод о необоснованном неприменении предприятием тарифа для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами, с применением понижающего коэффициента 0,7.
В связи с этим действия предприятия квалифицированы как завышение регулируемых государством цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги; составлен протокол от 02.12.2014 N 5, на основании которого вынесено оспариваемое постановление административного органа от 11.12.2014 N 9-АП/14 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 146 935 рублей.
Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что здание общежития изначально было построено в качестве временного жилья для размещения вахтового персонала, из технических паспортов, составленных в 2009 году, следует, что спорные помещения общежития для проживания представляют собой изолированные комнаты, в каждой из которых отсутствует специально оборудованное помещение для кухни, оборудована одна кухня на этаже, в техническом паспорте имеется рукописная запись, внесенная 13.07.2010, о наличии электроплит (без указания количества и мест установок), руководствуясь положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 N 1444 "Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением" и от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6, Правилами и нормами эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, суды пришли к выводу о том, что самовольная установка электроплит не является основанием для применения понижающего коэффициента, при этом в ходе проведения проверки административным органом не исследовался вопрос о первоначальной установке электрических плит при постройке общежития и вводе его в эксплуатацию, равно как и о переоборудовании жилых помещений, в связи с чем административным органом не доказано наличие в действиях предприятия вмененного ему административного правонарушения.
Доводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы судов не опровергают. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2015 по делу N А75-13688/2014, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.08.2015 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.12.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-ненецкого автономного округа - без удовлетворения.
Российской Федерации
Е.Н.ЗАРУБИНА
------------------------------------------------------------------