Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 04.03.2024 N 59-АД24-2-К9

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 марта 2024 г. N 59-АД24-2-К9

Судья Верховного Суда Российской Федерации Кузьмичев С.И., рассмотрев жалобу Зеленина Александра Анатольевича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 27 марта 2023 г.), решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г., вынесенные в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина Александра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 г., оставленным без изменения решением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 г. и постановлением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г., министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Зеленин А.А. выражает несогласие с постановлениями, вынесенными в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, и ставит вопрос об их отмене.

Рассмотрение жалоб и протестов на вступившие в законную силу постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях не требует проведения судебного заседания, поскольку это не предусмотрено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (абзац пятый пункта 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в формах, перечисленных в статье 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации (абзац пятый указанной статьи).

Пунктом 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 названного Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 329 утверждены Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках ведомственной целевой программы "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" Государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. и от 17 мая 2021 г., действовавшей на момент проведения проверочных мероприятий, документ утратил силу с 1 января 2022 г. в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2021 г. N 2447, далее - Правила).

В силу пункта 2 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 18 Правил предоставление иных межбюджетных трансфертов осуществляется на основании соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов, заключаемого Федеральным дорожным агентством (далее также - Росавтодор) и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами (ГИПС) "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Пунктом 20 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет в Федеральное дорожное агентство с использованием ГИПС "Электронный бюджет" отчет о достижении значений результатов предоставления иных межбюджетных трансфертов по форме и в сроки, которые предусмотрены соглашением.

Ответственность за достоверность представляемых в Федеральное дорожное агентство информации и документов, предусмотренных разделом II Правил, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 29 Правил).

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 29 декабря 2020 г. между Федеральным дорожным агентством и Правительством Амурской области заключено соглашение N 108-17-2021-008 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (с учетом дополнительных соглашений, далее - соглашение).

Предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета в 2021 - 2023 гг. бюджету Амурской области иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, на финансовое обеспечение дорожной деятельности в целях достижения целевых показателей региональных программ, предусматривающих мероприятия по строительству, реконструкции и ремонту уникальных искусственных дорожных сооружений, а также на достижение целевых показателей региональных программ в сфере дорожного хозяйства, предусматривающих приведение в нормативное состояние, развитие и увеличение пропускной способности сети автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения (пункт 1.1 соглашения).

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (далее - министерство) является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим взаимодействие с Росавтодором, на который со стороны субъекта возлагаются функции и ответственность за исполнение (координацию исполнения) соглашения и представление отчетности (подпункт 6.1.1 пункта 6.1).

В соответствии с пунктом 20 Правил, пунктом 4.3.3 соглашения министерство обязано обеспечивать достижение значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта, установленных в соответствии с приложением N 2 к соглашению.

Подпунктами 4.3.4.1, 4.3.4.2 пункта 4.3.4 соглашения определена обязанность министерства обеспечивать представление в Росавтодор в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" отчетов о (об):

- расходах бюджета Амурской области, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт, по форме согласно приложению N 3 к соглашению, не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным годом, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (подпункт 4.3.4.1);

- достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по форме согласно приложению N 4 к соглашению (ежегодные отчеты - не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, ежегодные уточненные отчеты - не позднее 10 февраля года, следующего за отчетным) (подпункт 4.3.4.2);

- исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по форме согласно приложению N 5 к соглашению ежемесячно не позднее 5-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт (подпункт 4.3.4.3).

В ходе проведения должностными лицами Счетной палаты Российской Федерации контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год" в Росавтодоре установлено, что вследствие неправомерного бездействия не выполнена обязанность по достижению в 2021 году результатов предоставления иного межбюджетного трансферта до конца финансового года и по представлению в Росавтодор достоверной отчетности в установленные сроки в установленной форме и с требуемым содержанием.

В нарушение пункта 4.3.4.1 соглашения не обеспечено представление Росавтодору в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" не позднее 5 января 2022 г. отчета о расходах бюджета Амурской области, в целях софинансирования которых предоставлен иной межбюджетный трансферт, по состоянию на 1 января 2022 г. (представлен 17 января 2022 г.).

В нарушение пункта 4.3.4.2 соглашения не обеспечено представление Росавтодору в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" не позднее 3 рабочих дней месяца, следующего за отчетным периодом, не позднее 12 января 2022 г., отчета о достижении значений результатов предоставления иного межбюджетного трансферта по состоянию на 1 января 2022 г. (представлен 14 января 2022 г.).

В нарушение пункта 4.3.4.3 соглашения не обеспечено своевременное представление Росавтодору в форме электронного документа в ГИИС "Электронный бюджет" ежемесячно не позднее 5-го рабочего дня, следующего за отчетным месяцем, в котором был получен иной межбюджетный трансферт, не позднее 12 ноября 2021 г. и 7 декабря 2021 г., отчета об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по состоянию на 1 ноября 2021 г. и 1 декабря 2021 г. (представлен 26 мая 2022 г.).

Постановлением губернатора Амурской области от 25 сентября 2018 г. N 223 утверждено Положение о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Амурской области.

Согласно пункту 4.1, подпункту 1 пункта 4.5 указанного Положения министерство транспорта и дорожного хозяйства Амурской области (далее - министерство) возглавляет министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области, замещающий государственную должность Амурской области, назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Амурской области, который осуществляет общее руководство министерством на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и полномочий.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 11 января 2019 г. N 6-лс Зеленин А.А. назначен на указанную государственную должность Амурской области.

Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина А.А. дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения его постановлением мирового судьи, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности на основании данной нормы.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 2.4 названного Кодекса установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вывод судебных инстанций о наличии в деянии министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Действия указанного лица квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В настоящей жалобе заявитель указывает, что в рамках рассмотрения дела остался нерешенным вопрос о применении положений части 1.3 - 3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей возможность уплаты половины суммы наложенного административного штрафа; в постановлении о назначении административного наказания вопреки требованиям части 1.1 статьи 29.10 названного Кодекса не указана информация о сумме административного штрафа, который может быть уплачен в соответствии с означенной нормой.

Данный довод не является основанием для удовлетворения жалобы. Лицо, привлеченное к административной ответственности, самостоятельно исполняет постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа.

Доводы поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых актов. Из содержания жалобы не следует, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 названного кодекса.

Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены нижестоящими судами в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответственно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

постановление мирового судьи Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 6 от 12 января 2023 г. (с учетом определения об исправлении описки от 27 марта 2023 г.), решение судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 13 февраля 2023 г. и постановление судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 28 июня 2023 г., вынесенные в отношении министра транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Зеленина Александра Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Зеленина Александра Анатольевича - без удовлетворения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.И.КУЗЬМИЧЕВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления