ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 2 сентября 2019 г. N 18-АД19-45
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Санторин" Кушнера Сергея Пейсаховича на вступившие в законную силу постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 5-645/250-2016, решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2017 г. N 12-90/2017 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 августа 2018 г. N 4А-1174/18, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Санторин" (далее - ООО "Санторин", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановлением и.о. мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 5-645/250-2016, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2017 г. N 12-90/2017 и постановлением заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 августа 2018 г. N 4А-1174/18, ООО "Санторин" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, генеральный директор ООО "Санторин" Кушнер С.П. просит об отмене постановлений, вынесенных в отношении общества по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130 утверждено Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее также Положение о лицензировании).
Согласно подпункту "з" пункта 4 данного Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 13 марта 2015 г. N 223) лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности, является соблюдение лицензиатом требований, установленных частью 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ).
Частью 5 статьи 6 данного Федерального закона установлено, что организатор азартных игр обязан соблюдать установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441 (далее - Правила совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр).
В силу пункта 3 данных Правил организатор азартных игр при совершении операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр в игорном заведении должен обеспечить соблюдение порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, определенного Центральным банком Российской Федерации.
Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации юридическими лицами, а также упрощенный порядок ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства определен Указанием Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У.
В соответствии с пунктами 6, 6.1, 6.2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У (в редакции от 3 февраля 2015 г.) кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (кассовые документы). Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам 0310002. При выдаче наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подготавливает сумму наличных денег, подлежащую выдаче, и передает расходный кассовый ордер 0310002 получателю наличных денег для проставления подписи. После выдачи наличных денег по расходному кассовому ордеру 0310002 кассир подписывает его.
Из материалов дела следует, что 26 августа 2016 г. в 15.00 часов на основании распоряжения заместителя начальника Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (МИФНС) России N 19 по Санкт-Петербургу от 19 августа 2016 г. N 01-12/25 проведена плановая выездная проверка на предмет соблюдения лицензионных требований ООО "Санторин" при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в пункте приема ставок букмекерской конторы по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Московская, д. 18.
В ходе проверки выявлено, что согласно представленным контрольным лентам за период с 13 по 26 августа 2016 г. и фискальному отчету за период с 1 июля 2016 г. по 26 августа 2016 г., распечатанным с контрольно-кассовой техники (модель FPrint-55-R, заводской номер 351456, зарегистрирована в МИФНС России N 7 по Краснодарскому краю за ОП ООО "Санторин" по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Московская, д. 18), в пункте приема ставок ООО "Санторин" выплачиваются выигрыши без оформления кассовых документов (расходных кассовых ордеров) на бумажном носителе, что является нарушением порядка ведения кассовых операций, установленного пунктами 6, 6.1, 6.2 Указания Банка России от 11 марта 2014 г. N 3210-У, и названных выше Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр.
По результатам проверки установлено, что деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах осуществляется обществом в указанном пункте приема ставок с нарушением требований части 5 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ, подпункта "з" пункта 4 Положения о лицензировании.
17 октября 2016 г. по данному факту в отношении общества составлен протокол N 0-554 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения общества мировым судьей, с выводами которого согласились вышестоящие судебные инстанции, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Действия общества квалифицированы по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Довод жалобы об отсутствии события административного правонарушения является несостоятельным. Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что на момент проведения мероприятия по контролю в пункте приема ставок букмекерской конторы по вышеуказанному адресу отсутствовали кассовые документы, что является нарушением порядка ведения кассовых операций и Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, то есть нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Довод жалобы о проведении плановой проверки лицензионных требований с грубым нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ), своего подтверждения не нашел.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, установлен названным Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 14 этого Федерального закона проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Аналогичные требования закреплены в части 8 статьи 19 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в силу которой плановая проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утвержденным лицензирующим органом.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети "Интернет" в срок до 31 декабря текущего календарного года (часть 7 статьи 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 данного Федерального закона (документарных и выездных), не может превышать двадцать рабочих дней.
Плановая проверка проведена 26 августа 2016 г. в отношении ООО "Санторин" по вышеуказанному адресу осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах в соответствии с согласованным Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводным планом проверок субъектов предпринимательства Федеральной налоговой службы, размещенным на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации http://plan.genproc.gov.ru/, и на основании распоряжения заместителя начальника МИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу от 19 августа 2016 г. N 01-12/25.
Исходя из содержания названного плана, распоряжения о проведении проверки и акта проверки, установленный срок проведения соответствующего мероприятия по контролю нарушен не был.
Оснований для вывода о проведении проверки с грубым нарушением, а равно для признания названных документов и составленного на их основе протокола об административном правонарушении недопустимыми доказательствами не имеется.
Вопреки утверждению заявителя требования части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела мировым судьей не нарушены.
Тот факт, что законный представитель общества был осведомлен о месте и времени рассмотрения дела, подтвержден как соответствующим извещением, направленным по месту нахождения общества с соблюдением требований статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так и поступившим в судебный участок 14 декабря 2016 г. в 09 часов 10 минут (судебное заседание было назначено на 14 декабря 2016 г. в 09 часов 40 минут) ходатайством законного представителя общества Кушнера С.П. об отложении судебного разбирательства, оснований для удовлетворения которого мировой судья не усмотрел (л.д. 145, 146).
Указанное извещение является надлежащим, мировым судьей были созданы необходимые условия для реализации права законного представителя общества на защиту и непосредственное участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановление и.о. мирового судьи судебного участка N 250 Центрального района г. Сочи Краснодарского края от 14 декабря 2016 г. N 5-645/250-2016, решение судьи Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 27 февраля 2017 г. N 12-90/2017 и постановление заместителя председателя Краснодарского краевого суда от 6 августа 2018 г. N 4А-1174/18, вынесенные в отношении ООО "Санторин" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "Санторин" Кушнера С.П. - без удовлетворения.
Российской Федерации
В.П.МЕРКУЛОВ
------------------------------------------------------------------