Законодательство РФ

Постановление Верховного Суда РФ от 01.12.2017 N 46-АД17-39

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 1 декабря 2017 г. N 46-АД17-39

Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Балаченко Сергея Анатольевича на вступившие в законную силу постановление начальника отдела лицензионно-разрешительной работы по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Самарской области (далее - ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области) от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации "Центр обеспечения программ содействия правоохранительным органам" (далее - АНПОО "Центрохран") Балаченко Сергея Анатольевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г. заместитель директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Решением судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г. постановление должностного лица изменено, размер назначенного Балаченко С.А. административного штрафа с применением положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях снижен до 25 000 рублей.

Решением судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.

Постановлением заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г. жалоба Балаченко С.А. на указанные постановление должностного лица и судебные акты оставлена без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Балаченко С.А. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.

Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Закон об оружии), положения которого распространяются также на оборот боеприпасов и патронов к оружию.

В соответствии с частью 1 статьи 25 названного Федерального закона правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Правила).

В силу части 1 статьи 22 Закона об оружии хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Аналогичные требования установлены пунктом 54 Правил.

В целях реализации названного постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (далее - Инструкция).

В соответствии с пунктом 142 данной Инструкции в учетных документах сведения об оружии записываются с указанием его вида, типа, модели, калибра, номера, о патронах - дополнительно количество и номера партий изготовления.

Согласно материалам дела АНПОО "Центрохран" имеет разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему от 29 июня 2015 г. РХИ N 152546, выданное ГУ МВД России по Самарской области, сроком действия до 29 июня 2020 г.

2 февраля 2017 г. в 16.00 часов в ходе проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов в комнате хранения оружия АНПОО "Центрохран" выявлено, что в нарушение пункта 142 Инструкции в книге выдачи и приема оружия и боеприпасов не указываются партии изготовления патронов.

Ответственным за хранение оружия и боеприпасов является заместитель директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А.

Приведенное обстоятельство послужило основанием для привлечения заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с положениями пункта 127 Инструкции лицами, ответственными за сохранность оружия, при размещении оружия и патронов в отдельной комнате ведутся учетные документы, перечень которых приведен в данной норме. Формы этих учетных документов утверждены названным выше приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 г. N 288 и приведены в приложениях к нему.

К числу таких документов относится книга приема и выдачи оружия и патронов (приложение 61).

Исходя из положений пункта 142 Инструкции, нарушение которых вменено заместителю директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. и послужило основанием для привлечения его к административной ответственности, во взаимосвязи с иными нормами Инструкции и утвержденными формами учетных документов, номера партий изготовления патронов указываются не во всех без исключения учетных документах. В частности, внесение таких сведений не требуется в учетных документах, утвержденной формой которых это не предусмотрено.

Утвержденная форма книги приема и выдачи оружия и патронов (приложение N 61) не содержит графы, в которую подлежат внесению номера партий изготовления патронов. В данном учетном документе фиксируются следующие сведения об оружии и патронах: вид, модель, калибр, серия, номер оружия, количество патронов по типам и калибрам (графа 4). Из материалов дела следует, что эти учетные данные ответственным лицом в названную книгу вносятся.

При этом указание номеров партий изготовления патронов предусмотрено, в частности, в книге учета наличия и движения поступающего, хранящегося и выдаваемого (проданного) оружия и патронов (приложение N 67), стеллажном ярлыке (приложение N 68). Согласно материалам дела в таких учетных документах соответствующие сведения ответственным лицом фиксируются.

Кроме того, в силу пункта 125 Инструкции реестры, книги и журналы учета оружия и патронов, предусмотренные в Инструкции, а также формализованные бланки для автоматизированного учета перед их использованием подлежат обязательной регистрации в подразделениях лицензионно-разрешительной работы.

Заявителем указано, что данное требование соблюдено, книга выдачи и приема оружия, патронов утвержденной названными выше приказом формы, а также иные учетные документы согласованы с подразделением лицензионно-разрешительной работы.

Материалами дела данное утверждение заявителя не опровергается.

Таким образом, неуказание в книге выдачи и приема оружия и боеприпасов сведений о партии изготовления патронов нарушением требований пункта 142 Инструкции не является.

Иных нарушений заместителю директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. не вменяется.

При изложенных обстоятельствах вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованным признать нельзя.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.

При таких обстоятельствах постановление начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

жалобу Балаченко С.А. удовлетворить.

Постановление начальника ОЛРР по г. Октябрьску, Сызрани, Шигонскому и Сызранскому районам Управления Росгвардии по Самарской области от 7 февраля 2017 г., решение судьи Сызранского городского суда Самарской области от 1 марта 2017 г., решение судьи Самарского областного суда от 20 апреля 2017 г. и постановление заместителя председателя Самарского областного суда от 3 июля 2017 г., вынесенные в отношении заместителя директора АНПОО "Центрохран" Балаченко С.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

С.Б.НИКИФОРОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления