ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 9 сентября 2020 г. N 9-П20
О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
ВВИДУ НОВЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Серкова П.П.,
членов Президиума - Давыдова В.А., Момотова В.В., Петровой Т.А., Подносовой И.Л., Рудакова С.В., Тимошина Н.В., -
рассмотрел представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. о возобновлении производства по делу в отношении Маханова Н.А. ввиду новых обстоятельств.
Постановлением Новосибирского областного суда от 6 апреля 2018 года жалоба адвоката Жемчуговой Ю.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2017 года о выдаче Маханова Нурмахаммада Анарбоевича, <...> правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан за участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года постановление от 6 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Маханова Н.А. ввиду новых обстоятельств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Куменкова А.В., изложившего обстоятельства дела, содержание вынесенных судебных решений, основания внесения представления, выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Винниченко Н.А., объяснения адвокатов Жаринова К.Г. и Денисова А.Ю., Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановлением следователя Следственного управления УВД Ташкентской области Республики Узбекистан от 31 июля 2015 года в отношении Маханова Н.А., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 242.2 УК Республики Узбекистан, объявлен розыск.
Определением Зангиатинского районного суда Ташкентской области Республики Узбекистан от 31 июля 2015 года в отношении Маханова Н.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
1 августа 2016 года Маханов Н.А. задержан сотрудниками линейного отдела МВД России на ст. Новосибирск.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 3 августа 2016 года в отношении Маханова Н.А. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу сроком на 40 суток, то есть по 9 сентября 2016 года.
Постановлением следователя Следственного управления УВД Ташкентской области Республики Узбекистан от 9 августа 2016 года Маханову Н.А. предъявлено дополнительное обвинение по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 2 сентября 2016 года срок содержания Маханова Н.А. под стражей продлен до 6 месяцев, то есть до 1 февраля 2017 года.
Постановлением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 30 января 2017 года срок содержания Маханова Н.А. под стражей продлен до 12 месяцев, то есть до 1 августа 2017 года.
Апелляционным постановлением Новосибирского областного суда от 3 марта 2017 года постановление от 30 января 2017 года оставлено без изменения.
Постановлением Новосибирского транспортного прокурора от 31 июля 2017 года Маханов Н.А. из-под стражи освобожден.
24 августа 2016 года заместитель Генерального прокурора Республики Узбекистан обратился с запросом о выдаче Маханова Н.А. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2017 года удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о выдаче Маханова Н.А. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан за участие в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
Постановлением Новосибирского областного суда от 6 апреля 2018 года жалоба адвоката Жемчуговой Ю.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2017 года о выдаче Маханова Н.А. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан оставлена без удовлетворения.
Апелляционным определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года постановление от 6 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации Лебедева В.М. поставлен вопрос о возобновлении производства по делу в отношении Маханова Н.А. ввиду новых обстоятельств, в связи с вынесением Европейским Судом по правам человека (далее Европейский Суд) постановления от 3 декабря 2019 года по делу "Н.М. против России".
Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит представление Председателя Верховного Суда Российской Федерации о возобновлении производства по делу ввиду новых обстоятельств подлежащим удовлетворению.
Установленное Европейским Судом нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее Конвенция) при рассмотрении судом Российской Федерации уголовного дела согласно пп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 413 УПК РФ является основанием для возобновления производства по уголовному делу в порядке, предусмотренном главой 49 УПК РФ.
Европейский Суд 3 декабря 2019 года вынес постановление по делу "Н.М. против России", в котором установил, что возвращение заявителя в Узбекистан приведет к нарушению статьи 3 Конвенции.
Европейский Суд, сославшись на постановления по делам "М. против России", "Т.М. и другие против России", "Б.У. и другие против России", указал, что лица, чьей экстрадиции требовали узбекские власти в связи с предъявленным им обвинением в совершении преступлений религиозного или политического характера, входят в уязвимую группу лиц, которые в случае высылки в Узбекистан, действительно, могут быть подвергнуты обращению, противоречащему статье 3 Конвенции.
Материалы, имеющие отношение к обвинению, предъявленному властями Узбекистана, указывают на то, что заявителю предъявлено обвинение в совершении преступлений религиозного характера. В ходе производства по экстрадиции и производства, касающегося статуса беженца, заявитель постоянно и конкретно заявлял, что он подвергался уголовному преследованию за религиозный экстремизм и столкнулся с риском жестокого обращения.
Заявитель представил российским властям убедительные и хорошо обоснованные заявления о реально существующей в отношении него угрозе подвергнуться обращению, противоречащему статье 3 Конвенции.
В ходе производства по делу об экстрадиции российские власти не провели, опираясь на соответствующие материалы, тщательную проверку утверждений заявителя о наличии в отношении него угрозы подвергнуться жестокому обращению в Узбекистане.
Что касается ссылки на гарантии узбекских властей, изложенные с использованием стандартных формулировок, то аналогичные заверения ранее неоднократно признавались Европейским Судом неудовлетворительными.
Европейский Суд, сославшись на Всемирный доклад "Хьюман Райте Вотч" (Human Rights Watch) в отношении Узбекистана за 2019 год, на доклад организации "Международная амнистия" (Amnesty International) за 2017 - 2018 годы, указал на наличие некоторых признаков улучшения ситуации в Республике Узбекистан.
Вместе с тем Европейский Суд пришел к выводу о том, что представленные сторонами доводы по настоящему делу, материалы из независимых международных источников на данный момент не дают достаточных оснований для вывода о том, что лица, преследуемые в связи с преступлениями, совершенными по религиозным мотивам, более не подвергаются риску жестокого обращения.
В связи с этим Европейский Суд признал, что возвращение заявителя в Узбекистан приведет к нарушению ст. 3 Конвенции.
В соответствии с ч. 1 ст. 413 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение и постановление суда могут быть отменены и производство по уголовному делу возобновлено ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Согласно ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения представления Председателя Верховного Суда Российской Федерации отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Европейского Суда по правам человека.
По смыслу названных норм в их взаимосвязи решение об отмене или изменении вступивших в законную силу приговора, определения или постановления суда Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает в тех случаях, когда установленное Европейским Судом нарушение Конвенции позволяет сделать вывод о незаконности, необоснованности или несправедливости судебных решений.
Установление Европейским Судом того обстоятельства, что при возвращении Маханова Н.А. в Республику Узбекистан он может быть подвергнут обращению, противоречащему статье 3 Конвенции, в данном случае нельзя признать достаточным основанием для принятия решения об отмене постановления Новосибирского областного суда от 6 апреля 2018 года, апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года.
Согласно ст. 462 УПК РФ, Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
В соответствии с положениями ст. 56 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года (участниками которой являются Российская Федерация и Республика Узбекистан) Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с условиями, предусмотренными Конвенцией, по требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по законам запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более тяжкое наказание.
Препятствий для выдачи Маханова Н.А. в Республику Узбекистан, указанных в ст. 57 вышеназванной Конвенции, не имеется.
Требование Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан о его выдаче соответствует положениям ст. 58 Конвенции, к нему приложены все необходимые документы, заверенные надлежащим образом.
Из материалов дела следует, что правоохранительными органами Республики Узбекистан Маханов Н.А. обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан, - в участии в религиозных экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или иных запрещенных организациях.
Маханов Н.А. согласно предъявленному обвинению в 2006 году в Республике Узбекистан вступил в ряды организации "Ислом жиходчилар", являющейся одной из ячеек запрещенной международной террористической организации "Исламское движение Туркестана" (она же "Исламская партия Туркестана" - далее Организация), и до осени 2011 года на территории Ташкентской области Республики Узбекистан, а с осени 2011 до ноября 2014 года на территории Республики Казахстан активно участвовал в ее деятельности. В качестве участника Организации Маханов Н.А. организовывал ее тайные собрания, в целях пополнения состава Организации проводил занятия с гражданами, пропагандировал идеологию Организации, обосновывал необходимость выезда в Афганистан и Исламскую Республику Пакистан в целях прохождения боевой подготовки в специальных диверсионных лагерях для совершения на территории Республики Узбекистан "джихада", свержения государственной власти и построения Исламского государства.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 года организация "Исламское движение Туркестана" (она же "Исламская партия Туркестана") признана террористической, ее деятельность запрещена на территории Российской Федерации.
Деяние, в связи с которым поступил запрос о выдаче Маханова Н.А. правоохранительным органам Республики Узбекистан для уголовного преследования, является уголовно наказуемым по уголовному закону Российской Федерации, соответствует ч. 2 ст. 205.5 УК РФ (в редакции Федерального закона от 02.11.2013 г. N 302-ФЗ) и за его совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности не истекли.
Что касается возможности жестокого обращения в отношении Маханова Н.А. в случае экстрадиции, то при рассмотрении жалобы адвоката Жемчуговой Ю.В. о признании незаконным и необоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2017 года о выдаче Маханова Н.А. судами первой и апелляционной инстанций подробно исследовались эти вопросы с учетом обстановки в Республике Узбекистан, данных о его личности.
Как установлено, личные обстоятельства Маханова Н.А. не свидетельствуют о том, что в случае его выдачи в Узбекистан он подвергнется реальному риску жестокого обращения.
Данные о том, что у Маханова Н.А. на территории Узбекистана имелись проблемы во взаимоотношении с властями, отсутствуют, ранее уголовному преследованию он не подвергался, жестокого обращения со стороны правоохранительных органов не испытывал. Не установлено, что родственники Маханова Н.А. подвергались жестокому обращению по религиозным или политическим мотивам.
Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан даны гарантии соблюдения прав Маханова Н.А. в случае его экстрадиции, в частности указано, что правосудие по уголовным делам осуществляется на началах равенства прав граждан перед законом и судом независимо от пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждения, личного и общественного положения, никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему честь и достоинство человека обращении, обвиняемому и подсудимому обеспечивается право на защиту. В случае необходимости Маханову Н.А. будет предоставлена надлежащая медицинская помощь и лечение, а также обеспечено право на защиту, уголовное преследование не имеет политических мотивов и не будет носить дискриминационный характер.
В решениях судов первой и второй инстанций обоснованно указано на отсутствие оснований подвергать сомнению гарантии, предоставленные запрашиваемой стороной, являющейся субъектом международного права, в том числе о том, что уголовное преследование будет осуществляться в строгом соответствии с законодательством и международными договорами.
Президиум принимает во внимание выводы Европейского Суда о том, что Маханов Н.А. может быть отнесен к категории лиц, в отношении которых ранее был сделан вывод о наличии для них риска подвергнуться обращению, запрещенному статьей 3 Конвенции.
В соответствии со ст. 3 Конвенции лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашиваемом государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
При этом необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашиваемом государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что данное лицо может быть подвергнуто такому обращению или наказанию.
Европейский Суд, признав, что возвращение Маханова Н.А. в Республику Узбекистан приведет к нарушению статьи 3 Конвенции, сослался на выводы, изложенные в вынесенном 7 ноября 2017 года постановлении "Т.М. и другие против России".
Президиум Верховного Суда Российской Федерации принимает во внимание приведенные Европейским Судом в обоснование принятого решения изложенные в указанном постановлении доклады международных неправительственных организаций относительно ситуации в Узбекистане: Всемирный доклад "Хьюман Райте Вотч" (Human Rights Watch) в отношении Узбекистана за 2019 год, доклад организации "Международная амнистия" (Amnesty International) за 2017 - 2018 годы.
Однако при решении вопроса о выдаче следует учитывать, что оценка общей ситуации, касающейся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, которая была дана международными внедоговорными и договорными органами, с течением времени изменяется.
Президиум, исследуя и оценивая вопрос о том, имеется ли реальная угроза жестокого обращения в отношении Маханова Н.А. в случае его экстрадиции в Узбекистан, принимает во внимание все вышеизложенные обстоятельства, в том числе вышеуказанные доклады неправительственных организаций, в которых отмечены, также некоторые положительные моменты, в частности указано, что в Узбекистане были предприняты определенные многообещающие шаги по реформированию ситуации с правами человека, небольшое количество лиц, лишенных свободы по политическим мотивам, было освобождено в 2016 - 2018 годах, имели место случаи, когда сотрудники служб безопасности были осуждены за пытки и причинение смерти в заключении.
Оценивая общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав человека в запрашивающем государстве и ее возможного изменения, Президиум учитывает документы ООН, международных негосударственных организаций, а также нормативные акты запрашивающего выдачу государства, которые действуют в настоящее время.
Так, о положительных изменениях в сфере защиты права лица не подвергаться пыткам, иному недопустимому обращению, указывается в пунктах 3 - 5, 11, 13 Заключительных замечаний Комитета ООН против пыток, принятых 13 ноября 2019 года в отношении Республики Узбекистан.
Из содержания доклада Рабочей группы по универсальному периодическому обзору Республики Узбекистан, опубликованному 9 июля 2018 года, следует, что государства, принявшие участие в интерактивном диалоге:
- одобрили усилия Узбекистана по решению проблем в области прав человека;
- положительно отозвались о сотрудничестве государства с Организацией Объединенных Наций и, в том числе, приветствовали более тесное сотрудничество Узбекистана с Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека и правозащитными механизмами, подчеркнули крайне важное значение диалога с Подкомитетом по предупреждению пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания для всех государств, ведущих работу по предотвращению пыток и жестокого обращения;
- приветствовали национальный план действий по выполнению рекомендаций, предложенных международными правозащитными механизмами;
- отметили выполнение Узбекистаном ранее принятых рекомендаций, а также то, что в деятельности по предупреждению насилия в местах содержания под стражей и защите граждан от пыток в Республике Узбекистан делается упор на превентивные меры;
- обратили внимание, что в 2017 году были приняты дополнительные меры по укреплению гарантий прав и свобод подсудимых, реализация статьи 1 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания в полной мере обеспечивается статьей 235 Уголовного кодекса, устанавливающей запрет на пытки;
- сослались на введение процедуры рассмотрения жалоб на неправомерные действия сотрудников правоохранительных органов, указав, что отныне прокуроры будут осуществлять регулярную проверку условий содержания в местах предварительного заключения и центрах временного размещения с помощью аудио- и видеонаблюдения.
Об улучшении в Республике Узбекистан ситуации с защитой прав и свобод человека свидетельствуют не только документы, принятые в последнее время в рамках международных межправительственных организаций, но и документы, принятые под эгидой международных неправительственных организаций.
Так, во "Всемирном докладе 2020: Узбекистан", изданном международной организацией "Хьюман Райте Вотч" (Human Rights Watch), признается, что "за три года у власти президент Шавкат Мирзиеев предпринял ряд конкретных шагов по улучшению ситуации с правами человека. В августе, выполняя одно из ключевых требований органов ООН по правам человека, он распорядился закрыть колонию в Жаслыке, которая многие годы оставалась олицетворением пыток и преследований критиков власти. В докладе также отмечается, что с сентября 2016 г. освобождено более 50 человек, осужденных по политически мотивированным делам, в том числе правозащитники, журналисты и оппозиционные активисты. Сообщалось об освобождении также сотен независимых мусульман, лишенных свободы за религиозную практику вне установленных государством рамок.
Из Национального доклада по Узбекистану, представленного в соответствии с пунктом 5 приложения к резолюции 16/21 Совета по правам человека ООН, на тридцатой сессии, проходившей 7 - 18 мая 2018 г., опубликованного на официальном сайте Верховного комиссара ООН по правам человека, следует, что в Узбекистане приняты национальные планы действий и государственные программы по имплементации международных стандартов прав и свобод человека. Республикой Узбекистан приняты дополнительные меры в сфере борьбы с пытками на основе совершенствования своего законодательства и деятельности правоохранительных органов.
В соответствии со "Стратегией действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах", утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 г., обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы является одним из приоритетных направлений развития страны, в рамках которого предусматривается всемерная реализация принципов независимости и беспристрастности суда, состязательности и равноправия сторон судебного процесса; усиление судебного контроля над следствием; обеспечение гарантий надежной защиты прав и свобод граждан.
Приведенные сведения об улучшении ситуации с правами человека в настоящее время служат дополнительной гарантией того, что в случае экстрадиции Маханова Н.А. в Республику Узбекистан он не будет подвергнут пыткам или другим ущемляющим человеческое достоинство видам обращения, запрещенным статьей 3 Конвенции.
Упоминаемые во Всемирном докладе "Хьюман Райтс Вотч" (Human Rights Watch) в отношении Узбекистана за 2019 год и в докладе организации "Международная амнистия" (Amnesty International) за 2017 - 2018 годы отдельные нарушения в области прав человека не могут быть признаны основаниями, препятствующими экстрадиции Маханова Н.А. в Республику Узбекистан.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановления Новосибирского областного суда от 6 апреля 2018 года и апелляционного определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года о признании законным и обоснованным постановления заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 27 апреля 2017 года о выдаче Маханова Н.А. правоохранительным органам Республики Узбекистан для привлечения к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 244.2 УК Республики Узбекистан не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 5 ст. 415 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Российской Федерации
возобновить производство по делу в отношении Маханова Нурмахаммада Анарбоевича ввиду новых обстоятельств.
Постановление Новосибирского областного суда от 6 апреля 2018 года, апелляционное определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2018 года в отношении Маханова Н.А. оставить без изменения.
------------------------------------------------------------------