Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 30.12.2019 N 305-ЭС19-24790 по делу N А40-302101/2018

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 декабря 2019 г. N 305-ЭС19-24790

Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2019 по делу N А40-302101/2018 Арбитражного суда города Москвы

по заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области (далее - министерство) к Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконными решения и предписания от 27.11.2018 по жалобе N 1-18.1-214/00-04-18,

при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Авиатор" (далее - общество),

установил:

решением Арбитражного суда города Москвы от 13.03.2019, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 10.09.2019 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменены в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным предписания и предписание антимонопольного органа признано недействительным. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФАС России, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просит отменить постановление суда округа и отказать в удовлетворении требований министерства.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как усматривается из судебных актов, решением ФАС России признана обоснованной жалоба общества на действия министерства при осуществлении в отношении общества процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства, утвержденный Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На основании решения выдано предписание, которым на министерство возложена обязанность отменить уведомление об отказе в предоставлении земельных участков (письмо Министерства от 22.11.2018 N 14143-08), рассмотреть заявление общества о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности Тверской области, в аренду без проведения торгов с учетом решения комиссии ФАС России от 27.11.2018 N 1-18.1-214/00-04-18 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства.

Считая ненормативные акты антимонопольного органа незаконными, общество обратилось в арбитражный суд.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 17, 18.1, 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о законности решения и предписания ФАС России ввиду доказанности нарушения министерством срока рассмотрения заявления общества о предоставлении в аренду без проведения торгов земельных участков. Вместе с тем суды указали, что при рассмотрении заявления общества и принятии решения об отказе в предоставлении участков в аренду, по существу, министерство вышло за рамки предоставленных ему полномочий по осуществлению правовой экспертизы представленных документов, а именно оценило представленные в подтверждение наличия права на приобретение земельных участков договор аренды земельного участка и договор комплексного освоения территории на предмет наличия в них пороков, влекущих недействительность (ничтожность).

Суд округа поддержал выводы судов двух инстанций о нарушении министерством тридцатидневного срока рассмотрения заявления общества, при этом указал на недоказанность антимонопольным органом ограничения либо возможности ограничения конкуренции отказом в предоставлении земельных участков в аренду.

Вместе с тем, отменяя судебные акты и признавая предписание незаконным, суд кассационной инстанции исходил из того, что антимонопольный орган возложил на министерство обязанность отменить уведомление об отказе в предоставлении земельных участков, которое не являлось предметом жалобы и не подлежало рассмотрению. Фактически антимонопольный орган в данной части вышел за рамки своих полномочий, оценивал правомерность действий министерства не с точки зрения соблюдения установленных законом сроков, а содержания его решения.

Кроме того, вопрос о законности сделок, явившихся основанием для обращения общества в министерство, являлся предметом рассмотрения в рамках дела Арбитражного суда Тверской области N А66-19154/18, о чем было указано в решении антимонопольного органа. В то же время ФАС России не воспользовалась правом приостановить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства и самостоятельно дала оценку действиям министерства и общества, заключенным договорам и фактически подменила суд, разрешив по существу спор, возникший из земельных правоотношений.

Довод о создании судом округа правовой неопределенности неоснователен.

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию антимонопольного органа по спору, не опровергают выводы суда округа, не подтверждают существенных нарушений норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

определил:

отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

М.К.АНТОНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления