Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2019 N 304-ЭС19-7549 по делу N А67-7196/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 мая 2019 г. N 304-ЭС19-7549

Судья Верховного Суда Российской Федерации Самуйлов С.В., изучив кассационную жалобу муниципального образования "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска (далее - департамент)

на решение Арбитражного суда Томской области от 25.07.2019, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.03.2019 по делу N А67-7196/2017

по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Громада" (далее - общество) к муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации Кировского района города Томска, муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска, муниципальному образованию "Город Томск" в лице департамента финансов администрации города Томска

о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и услуг по управлению домом за период с 01.07.2016 по 30.04.2018 в сумме 3 960 088,07 руб.

(третье лицо: департамент управления муниципальной собственности администрации города Томска),

установил:

решением суда первой инстанции от 25.07.2018 иск удовлетворен частично. С муниципального образования в пользу общества взыскана задолженность в размере 2 735 877,15 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционного суда от 31.10.2018, оставленным в силе судом округа, названное решение изменено. С муниципального образования в пользу общества взыскана задолженность в размере 3 872 197,92 руб. В удовлетворении остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе департамент указывает на нарушения в толковании и применении судами норм права.

По результатам изучения принятых по делу судебных актов и доводов, содержащихся в кассационной жалобе, установлено, что предусмотренные статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основания для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании отсутствуют.

Удовлетворяя иск в части, суд первой инстанции исходил из доказанности факта поставки коммунальных ресурсов и оказания услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества в спорный период в спорном многоквартирном доме, находящемся в муниципальной собственности, наличия непогашенной задолженности, обоснованности возложения обязанности по оплате коммунальных ресурсов от имени собственника на уполномоченный орган (департамент финансов).

Проверив расчет истца, суд пришел к выводу о его неправомерности в части определения количества потребленных коммунальных ресурсов (за исключением отопления) пропорционально площади занимаемых жилых помещений от общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, а также неверном определении общей площади жилых помещений в указанном доме при расчете услуг по обслуживанию и ремонту общего имущества.

Суд установил, что жилые помещения в спорном доме относятся к категории коммунальных квартир, в связи с чем констатировал, что при расчете платы за коммунальные ресурсы (за исключением отопления) подлежат применению положения пунктов 50, 51, 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), с учетом нормативов потребления коммунальных услуг в незаселенных помещениях исходя из расчета на одного человека, утвержденных приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства и государственного жилищного надзора Томской области от 30.11.2012 N 47, введенных в действие с 01.07.2013 решением Думы города Томска от 20.04.2014 N 626.

С учетом установленных обстоятельств, в том числе данных технического паспорта, судом установлена общая площадь жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и самостоятельно произведен расчет платы за потребление коммунальных услуг и услуг по содержанию и ремонту общего имущества за спорный период.

При этом суд отметил, что ответчиком не представлен список граждан, заселенных в спорный период в жилые помещения в установленном законом порядке.

Руководствуясь частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции указал, что условием для перехода обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя является соблюдение установленного законом порядка заселения квартир, в отсутствие которого муниципальное образование, как собственник жилых помещений, должно нести обязанность по оплате фактически потребленных коммунальных услуг и расходов на содержание и ремонт общего имущества.

Разрешая спор, суд руководствовался положениями части 1 статьи 41, частей 1, 2 статьи 43, статей 153, 154, частей 6.2, 7, 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 124, пункта 2 статьи 125, статьи 210, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 50, 51, 56 (2), 63 Правил N 354, разъяснениями, изложенными в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пунктов 1.2, 1.6, 3.57, 3.58 положения о департаменте финансов администрации города Томска, утвержденного решением Думы города Томска от 15.09.2005 N 1001, правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2015 N 307-ЭС15-13174, Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 07.06.2006 и 14.06.2006 (вопрос N 20).

Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции в части правомерности отнесения жилых помещений к категории коммунальных квартир, а также возложения обязанности по оплате коммунальных ресурсов от имени собственника на департамент финансов.

Вместе с тем суд апелляционной инстанции не согласился с расчетами суда первой инстанции в части незаселенных жилых помещений исходя из норматива на одного человека, в связи с чем изменил решение суда первой инстанции, указав, что при расчете платы за коммунальные услуги подлежат применению положения пункта 50 Правил N 354.

Суд округа признал правомерными выводы апелляционного суда. При этом суд отметил, что суд апелляционной инстанции по результатам оценки доказательств по делу установил факт оказания услуг по содержанию имущества и поставки коммунальных ресурсов в спорные незаселенные жилые помещения, находящиеся в законном владении муниципального образования, обязанность уполномоченного органа (департамента финансов) произвести в спорный период оплату коммунальных ресурсов от имени собственника за счет его казны, правомерно взыскал с ответчика задолженность. Суд учел отсутствие иных надлежащих доказательств, подтверждающих переход обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя. При этом суд правомерно указал, что установленный частью 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок заселения в коммунальные квартиры, являющийся условием для перехода обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг с публичного собственника на нанимателя, ответчиком не соблюден, поэтому соответствующие расходы продолжает нести публичный собственник в лице своих органов.

Окружной суд констатировал, что при рассмотрении спора по существу суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 125, 126, 210, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что департамент финансов является органом, уполномоченным выступать от имени бюджета муниципального образования "Город Томск". Установив отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие иного бюджетного органа в полномочия которого входит представление интересов муниципального образования "Город Томск" по вопросам о предъявлении соответствующих требований, в том числе в части финансирования муниципальной программы, суд апелляционной инстанции правомерно признал департамент финансов надлежащим представителем ответчика как публично- правового образования.

Достаточных оснований для иных выводов заявителем не приведено. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не представлено.

Изложенные в кассационной жалобе аргументы, по сути, сводятся к иной оценке доказательств. Однако полномочиями по переоценке доказательств и разрешению вопросов факта Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не наделена.

Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 АПК РФ,

определил:

отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

С.В.САМУЙЛОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления