ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 ноября 2018 г. N 35-АПГ18-16
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СОНЕТ" о признании недействующим в части Генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы N 193(394) от 25 декабря 2012 г. по апелляционной жалобе главы города Твери и администрации города Твери на решение Тверского областного суда от 17 июля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя общества с ограниченной ответственностью "СОНЕТ" Смысловой О.С., объяснения представителя Тверской городской Думы Ержановой Е.Б., представителя главы города Твери и администрации города Твери Ковалевой И.Н. и представителя администрации города Твери Кузнецовой С.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
общество с ограниченной ответственностью "СОНЕТ" (далее по тексту - ООО "СОНЕТ", общество) обратилось в Тверской областной суд с административным иском о признании недействующим Генерального плана города Тверь, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 г. N 193(394) в части включения земельного участка с кадастровым номером 69:40:0400095:139 в две функциональные зоны.
Определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: Администрация города Твери, Глава города Твери.
Решением Тверского областного суда от 17 июля 2018 г. административное исковое заявление ООО "СОНЕТ" удовлетворено, оспариваемый в части нормативный правовой акт признан недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, администрация города Твери, глава города Твери обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным истцом ООО "СОНЕТ" и прокуратурой Тверской области представлены возражения.
В судебное заседание представители департамента архитектуры и строительства администрации г. Твери, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 24, 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и утверждение генеральных планов и планов землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Тверской городской думы от 25 декабря 2012 г. N 193(394) "Об утверждении Генерального плана города Твери" утвержден Генеральный план города Твери.
Согласно фрагменту основного чертежа генерального плана города Твери, земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400095:139, расположен в двух функциональных зонах: жилая зона - застройки повышенной этажности выше 16 этажей и рекреационная зона - зеленых насаждений общего пользования.
Решением Тверской городской думы от 02 июля 2003 г. N 71 утверждены Правила землепользования и застройки города Твери.
Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования города Твери (границы территориальных зон), земельный участок с кадастровым номером 69:40:0400095:139, расположен в территориальной зоне: жилая зона (Ж-4) зона многоэтажной (высотной) жилой застройки (9 этажей и выше).
ООО "СОНЕТ" на праве аренды принадлежит земельный участок, с кадастровым номером 69:40:0400095:139, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под размещение административно-торгового коммерческого комплекса, площадью 1828 кв. м, расположенный по адресу: Тверская область, г. Тверь, пр. Чайковского, 29. Срок договора аренды по 25 октября 2020 г.
На указанном земельном участке расположен объект недвижимости: административно-торговый комплекс, назначение: нежилое, 6-этажный (подземных этажей - 1), общая площадь 3 668,2 кв. м (адрес: Тверская область, г. Тверь, пр. Чайковского, д. 29), принадлежащий на праве собственности обществу.
Как установлено судом первой инстанции из представленной административным ответчиком графической схемы Генерального плана в части местоположения указанного земельного участка соотнесенной с публичной кадастровой картой следует, что расположение части здания по проспекту Чайковского Генеральным планом определено в рекреационной зоне - зеленых насаждений общего пользования.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Нормами части 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса закреплен принцип первичности генерального плана городского округа как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Согласно пунктам 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отнесение в соответствии с Генеральным планом земельного участка к двум функциональным зонам осуществлено без учета требований Градостроительного кодекса и принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами о том, что нахождение земельного участка в двух функциональных зонах в рамках действующего правового регулирования создает неопределенность его правового режима, что ограничивает право административного истца на использование по назначению арендованного земельного участка.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Тверского областного суда от 17 июля 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу главы города Твери и администрации города Твери - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------