ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2024 г. N 309-ЭС23-26735
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" на постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.09.2023 по делу N А60-13219/2023 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" к Уральской электронной таможне о признании незаконными и отмене постановления от 01.03.2023 по делу об административном правонарушении N 10511000-53/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения,
общество с ограниченной ответственностью "ЮТЭК-Транс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Уральской электронной таможне (далее - таможенный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 01.03.2023 по делу об административном правонарушении N 10511000-53/2023 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2023, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2023, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 27.09.2023 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции изменил, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление таможенного органа, в части представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, названные судебные акты оставил без изменения.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанное постановление суда округа, в которой просит его изменить и признать незаконным представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, названные судебные акты оставил без изменения.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2024 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Свердловской области.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи указанной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Как следует из материалов дела, постановлением таможенного органа от 01.03.2023 по делу об административном правонарушении N 10511000-53/2023 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 352 рубля 82 копейки. Также обществу выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением таможенного органа, общество оспорило их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, признав доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, пришел к выводу о правомерности оспариваемых постановления таможенного органа и представления, и отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Принимая во внимание установленные судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, связанные с недекларированием обществом товаров, руководствуясь положениями частей 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, принимая во внимание пункт 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суд округа пришел к выводу о том, что совершенное обществом противоправное деяние, выразившееся в недекларировании части товара, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, а влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ. На основании изложенного, учитывая, что санкцией части 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлено более строгое административное наказание по сравнению с административным наказанием, предусмотренным санкцией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, и переквалификация действий общества в данном случае невозможна, так как повлечет ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что недопустимо, принимая во внимание пункт 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд округа признал незаконным оспариваемое постановление таможенного органа и отменил его. Поскольку оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении не признано незаконным по основаниям, предусмотренным пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ, суд округа пришел к выводу, что установив в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, таможенный орган имел право вынести оспариваемое представление.
Обжалуя постановление суда округа в Верховный Суд Российской Федерации, общество приводит доводы, которые являлись предметом рассмотрения судов и получили правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств дела. Несогласие общества с толкованием судами норм законодательства применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не свидетельствует о наличии оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке кассационного производства.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, и не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291.6, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемого судебного акта, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ
------------------------------------------------------------------