Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 29.03.2024 N 305-ЭС24-2625 по делу N А41-8232/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 29 марта 2024 г. N 305-ЭС24-2625

Дело N А41-8232/2023

Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройсофинвест" на решение Арбитражного суда Московской области от 07.07.2023, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2023 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2023 по делу N А41-8232/2023,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Стройсофинвест" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в неосуществлении действий по проектированию, строительству автомобильной дороги местного значения, позволяющей осуществить подъезд к земельным участкам общества; об обязании осуществить действия по проектированию, строительству автомобильной дороги местного значения, позволяющей осуществить подъезд к земельным участкам общества с целью их использования в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования.

В качестве третьих лиц в деле участвуют филиал публично-правовой компании "Роскадастр" по Московской области, Комитет по архитектуре и градостроительству Московской области, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и дорожной деятельности Администрации Наро-Фоминского городского округа (далее - комитет).

Решением Арбитражного суда Московской области от 07.07.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2028 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.12.2023, в удовлетворении заявления отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что является собственником 51 земельного участка, расположенных в границах Наро-Фоминского городского округа Московской области, для которых, согласно данным ЕГРН, установлена категория земельных участков: "земли населенных пунктов"; вид разрешенного использования земельных участков: "для ведения личного подсобного хозяйства".

Общество не имеет возможности использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования ввиду отсутствия каких-либо подъездных путей (дороги) к земельным участкам.

Согласно Правилам землепользования и застройки территории (части территории) Наро-Фоминского городского округа Московской области, утвержденным Постановлением Администрации Наро-Фоминского городского округ Московской области N 2651 (далее - Правила землепользования) и Генеральному плану Наро-Фоминского городского округа Московской области, земельные участки Общества находятся в границах населенных пункта в территориальной зоне Ж-2: "Зона застройки индивидуальными жилыми домами".

Правилами землепользования установлено, что зона застройки индивидуальными жилыми домами Ж-2 установлена для обеспечения формирования жилых районов из отдельно стоящих индивидуальных жилых домов и блокированных жилых домов.

Строительство дороги к части населенного пункта, где расположены земельные участки Общества, не предусмотрено Генеральным планом Наро-Фоминского округа, что подтверждено Администрацией.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязанность собственников земельных участков, находящихся в границах населенного пункта (городского округа) самостоятельно и за свой счет осуществлять строительство дорог местного значения (проектирование, строительство автомобильных дорог общего пользования местного значения).

Администрация обязана осуществить проектирование и строительство дороги в силу требований Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Устава Наро-Фоминского городского округа Московской области, а также Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.

Как следует из обжалуемых актов, общество является собственником 51 земельного участка, расположенных в границах Наро-Фоминского городского округа Московской области, категория земельных участков: "земли населенных пунктов"; вид разрешенного использования земельных участков: "для ведения личного подсобного хозяйства".

Ссылаясь на отсутствие подъездных путей (дороги) к земельным участкам и отсутствие в связи с этим возможности использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования, общество обратилось к администрацию с письмом от 28.09.2022 N К30-6, в котором просило обеспечить строительство технологического съезда на участке автомобильной дороги А113 ЦКАД, либо обеспечить создание альтернативной возможности для проезда транспорта к земельным участкам.

В ответ Территориальное управление Селятино администрации письмом от 01.11.2022 N 135-06 исх. 1597 сообщило Обществу о невозможности устройства технологического съезда на участке автомобильной дороги А113 ЦКАД и предложило обратиться за получением согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования муниципального значения Московской области.

Письмом от 22.11.2022 N К30-19, адресованным Главе Наро-Фоминского городского округа Московской области, Общество просило осуществить строительство дороги, обеспечивающей возможность подъезда к земельным участкам.

В ответ на повторное обращение общества комитет письмом от 29.12.2022 N 135-исх-9320/2022-кжку предложил Обществу обратиться за получением согласия на строительство, реконструкцию в границах полосы отвода и придорожной полосы и на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге общего пользования федерального значения Московской области.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с указанным заявлением.

Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа органы местного самоуправления руководствуются Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также бюджетным законодательством, с учетом потребностей населения, проживающего на территории городского округа. Генеральным планом Наро-Фоминского городского округа, утвержденным Решением Совета депутатов Наро-Фоминского городского округа Московской области от 24.03.2020 N 4/46, а также Правилами землепользования и застройки территории (части территории) Наро-Фоминского городского округа, утвержденными постановлением администрации от 20.09.2021 N 2651, строительство испрашиваемой автомобильной дороги не предусмотрено.

Суды согласились с доводами администрации о том, что расходование бюджетных средств в интересах третьих лиц (самостоятельного юридического лица, ведущего предпринимательскую деятельность) в данном случае было бы необоснованным. Судами также принят во внимание упомянутый вид разрешенного использования земельных участков (для ведения личного подсобного хозяйства").

Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определил:

Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Стройсофинвест" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.ЧУЧУНОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления