ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 29 марта 2018 г. N 303-АД18-1616
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В., изучив кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Главное военно-строительное управление N 6" (ранее - Федеральное государственное унитарное предприятие "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства") на решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.06.2017 по делу N А73-4882/2017, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.12.2017 по тому же делу
по заявлению 119 отдела Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации к Федеральному государственному унитарному предприятию "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" о привлечении к административной ответственности,
119 отдел Государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации (далее - административный орган) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Главное управление специального строительства по территории Дальневосточного Федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства" (далее - предприятие) к административной ответственности на основании части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 13.06.2017, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2017 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.12.2017, заявление административного органа удовлетворено, предприятие подвергнуто административному наказанию в виде 50 000 рублей штрафа.
В кассационной жалобе предприятие просит отменить указанные судебные акты, считая их не основанными на материалах дела.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, в результате проведенной проверки административным органом выявлен факт частичного неисполнения предприятием предписания от 24.11.2016 N 516/2 об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства "Космодром "Восточный", Площадка N 1. Объект 860/1С/26/1. Стартовый комплекс Союз-2. Резервуар-накопитель для сбора дождевых сточных вод V = 2 x 500 куб. м по ГП-26/1; канализационная насосная станция по ГП-26/2; ограждение из металлической сетки по ГП-26/3; ворота в металлическом ограждении по ГП-26/4" в установленный в нем срок.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления в отношения предприятия протокола об административном правонарушении от 07.04.2017 N 7/17 и обращения административного органа в суд в соответствии со статьей 23.1 КоАП РФ с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями КоАП РФ, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций установили наличие в бездействии предприятия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Процедура и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, нарушений положений законодательства, регламентирующих порядок проведения проверки при осуществлении государственного строительного надзора, судами не установлено. Административное наказание в виде штрафа назначено в минимальном размере санкции части 6 статьи 19.5 КоАП РФ. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения, суды не усмотрели.
При изложенных обстоятельствах суды трех инстанций пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В кассационной жалобе предприятие приводит доводы об истечении срока давности привлечения к административной ответственности, который, по мнению предприятия, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Предприятие указывает, что административное правонарушение, содержащееся в части 6 статьи 19.5 КоАП РФ, относится к правонарушениям в сфере порядка управления и не может быть отнесено к нарушению норм законодательства о градостроительной деятельности.
Отклоняя данные доводы, суды учли правовой подход, изложенный в пункте 17 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016), и отметили, что оспариваемое предписание по своему содержанию является указанием на обязательное исполнение норм законодательства о градостроительной деятельности.
При этом в силу части 2 статьи 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" юридические лица, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Несогласие предприятия с толкованием судами норм законодательства, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
Д.В.ТЮТИН
------------------------------------------------------------------