ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 28 апреля 2021 г. N 302-ЭС21-7167
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Норильской транспортной прокуратуры (далее - прокуратура) на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2021 по делу N А33-22483/2019 Арбитражного суда Красноярского края
по заявлению акционерного общества "КрасАвиа" (далее - общество, АО "КрасАвиа") об оспаривании представления прокуратуры от 15.05.2019 N 23/7-03-2019/708.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Западно-Сибирская транспортная прокуратура, Министерство транспорта Красноярского края,
решением Арбитражного суда Красноярского края от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04.09.2020, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.02.2021 названные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, прокуратура просит отменить судебный акт округа, ссылаясь на существенные нарушения норм права.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс) основаниями для отмены или изменения Судебной коллегий Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
На основании положений статьи 286 Кодекса в компетенцию суда кассационной инстанции входит проверка законности судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, правильности применения норм материального права и норм процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из представленных материалов, прокуратурой проведена сверка сведений о фактическом налете часов, отраженных авиаперевозчиком в соответствующих ежемесячных отчетах, с данными Норильского центра ОрВД и полетными заданиями относительно каждого совершенного рейса, по результатам которой выявлены существенные временные расхождения, выразившиеся в завышении в отчетности общества количества летных часов по субсидируемым маршрутам в сравнении с фактическим временем налета.
Выявленные разночтения по времени, по мнению прокуратуры, являются следствием ненадлежащего заполнения полетных заданий экипажами воздушных судов, поскольку время взлета и посадки, из которых в последующем АО "КрасАвиа" исчисляется время налета воздушного судна, отмечается последними с округлением времени в большую или меньшую величину, кратную числам 5, 10, 15 и другим.
Обществу выдано представление с требованием принять исчерпывающие меры к устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, несогласие с которым явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 34, 78, 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 22 - 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", пунктом 62 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 N 138, приказом Минтранса России от 25.11.2011 N 293 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Организация воздушного движения в Российской Федерации", пришли к выводу о соответствии оспариваемого представления требованиям действующего законодательства.
Суд округа отменил названные судебные акты на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции исходя из следующего.
Судами не учтено, что в предмет судебного исследования подлежали включению обстоятельства соответствия (несоответствия) разработанных и примененных перевозчиком требований Руководства по производству полетов, а также Руководства по эксплуатации воздушных судов, используемых обществом при перевозке пассажиров, соблюдения (несоблюдения) установленных норм и общих правил воздушных перевозок пассажиров, требования к их обслуживанию, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Вывод судов о необходимости применить данные ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" со ссылкой на то, что они определены на основании утвержденного пунктом 4.3 приказа Минтранса России от 24.01.2013 N 13 о необходимости указывать в сообщениях о движении воздушных судов Российской Федерации всемирное скоординированное время также преждевременны, поскольку сделаны без учета оценки целей и задач осуществления этим юридическим лицом фиксации времени взлета и посадки воздушного судна (орган, обеспечивающий управление воздушным движением, фиксирующий фактическое время взлета и посадки воздушного судна с целью подконтрольного, упорядоченного и безопасного движения по определенным воздушным линиям в соответствии с порядком использования воздушного пространства).
Судами также не учтено, что в предмет судебного исследования подлежали включению вопросы толкования положений Соглашения от 13.03.2009, заключенного между обществом и Министерством транспорта Красноярского края, о предоставлении в 2019 году субсидии в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с государственным регулированием тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом на местных авиалиниях, воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в том числе, при их неясности, путем выяснения действительной воли сторон в соответствии с требованиями статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд округа, не обладающий правом на установление обстоятельств дела, которые не были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций, не вышел за пределы рассмотрения дела, установленные статьями 286 - 289 Кодекса.
В соответствии со статьей 41 Кодекса заявитель при новом рассмотрении дела имеет право приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, представлять соответствующие доказательства и иным образом обосновывать свою позицию.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
отказать Норильской транспортной прокуратуре в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА
------------------------------------------------------------------