Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2018 N 309-КГ18-1539 по делу N А47-11695/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2018 г. N 309-КГ18-1539

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационные жалобы федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" и государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.06.2017 по делу N А47-11695/2016, постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017 и постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.12.2017 по тому же делу по заявлению федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге о признании недействительным решения от 30.09.2016 N 18-14/118328 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также о признании незаконными действий при составлении акта проверки от 01.09.2016 N 18-14/107219,

установил:

федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Оренбурге (далее - пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 30.09.2016 N 18-14/118328 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также о признании незаконными действий при составлении акта проверки от 01.09.2016 N 18-14/107219.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.06.2017, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2017, признано недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в части начисления 80 115 рублей 33 копеек недоимки по страховым взносам, 16 943 рублей 64 копеек пеней и 16 023 рублей 06 копеек штрафа, в удовлетворении остальной части требований учреждению отказано.

Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 07.12.2017 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Учреждение и пенсионный фонд обратились в Верховный Суд Российской Федерации с кассационными жалобами на указанные судебные акты.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

При изучении доводов жалоб и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи упомянутых жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.

Как следует из судебных актов, признавая недействительным оспариваемое решение пенсионного фонда в соответствующей части, суды исходили из отсутствия у учреждения обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212) в отношении выплат, произведенных работникам учреждения, занятым менее 80 процентов рабочего времени на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 01.01.2015 - в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"). При этом суды указали, что в силу положений Законов N 173-ФЗ и N 212-ФЗ, постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", работники учреждения, занятые менее 80 процентов рабочего времени на спорных видах работ, не обладают правом на включение соответствующих периодов работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а, соответственно, отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, произведенных названным работникам.

Обжалуя судебные акты в указанной части в Верховный Суд Российской Федерации, пенсионный фонд приводит доводы о том, что положениями статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам поставлена в зависимость от наличия в штате организации работников, занятых на спорных видах работ в особых (вредных и опасных) условиях, а не от наличия у этих работников права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с выполнением указанных работ и включением периодов выполнения этих работ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, указанные доводы пенсионного фонда являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом того, что страховые взносы, уплачиваемые работодателем, являются материальной гарантией государственного пенсионного обеспечения для граждан в случаях, когда они лишены возможности иметь заработок (доход) или утрачивают его в силу возраста, состояния здоровья и по другим причинам. Законодатель связывает обязанность по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам с правом работника на досрочное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

Доводы пенсионного фонда направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Признавая правомерным оспариваемое решение пенсионного фонда в части доначисления недоимки по страховым взносам, соответствующих сумм пеней и штрафа по эпизоду, связанному с выплатами, произведенными учреждением работникам Сулейманову М.Т., Картышеву К.Л., Филатову Ф.Ф., Коваленко В.А. и Кречетову С.И., суды исходили из отсутствия доказательств, свидетельствующих о том, что указанные работники учреждения были заняты на спорных видах работ в особых условиях менее 80 процентов рабочего времени.

В отношении требования учреждения о признании незаконными действий пенсионного фонда при проведении проверки и при составлении акта проверки от 01.09.2016 N 18-14/107219, установив соблюдение пенсионным фондом требований Закона N 212-ФЗ при проведении проверки и отсутствие процессуальных нарушений, а также учитывая, что акт проверки не относится к числу документов, которые могут быть оспорены в арбитражном суде, поскольку он не отвечает признакам ненормативного правового акта, не порождает каких-либо прав и обязанностей для юридического лица, не содержит властных предписаний, адресованных учреждению, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения в указанной части. Срок давности привлечения учреждения к ответственности суды признали соблюденным с учетом наступления срока уплаты страховых взносов по итогам 2013 года в 2014 году. Поскольку при обращении в арбитражный суд, государственная пошлина по заявленным требованиям учреждением не уплачивалась, суды в связи с отказом в удовлетворении указанного требования взыскали с учреждения государственную пошлину в доход федерального бюджета в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 32 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах".

Обжалуя судебные акты в указанной части в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение приводит доводы об отсутствии у него обязанности исчислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных указанным работникам, занятым на работах, которые не дают право на досрочную пенсию, а также о допущенных пенсионным фондом процессуальных нарушениях при проведении проверки и об отсутствии оснований для взыскания государственной пошлины с учреждения, освобожденного от ее уплаты.

Вместе с тем, доводы учреждения являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных фактических обстоятельств, связанных с выполнением сотрудниками учреждения работ в особых условиях в должностях машиниста тепловоза и помощника машиниста тепловоза, занятость на которых дает право на досрочную пенсию, и применительно к отсутствию доказательств занятости соответствующих работников на спорных видах работ в особых условиях менее 80 процентов рабочего времени, а также к отсутствию процессуальных нарушений со стороны пенсионного фонда при проведении проверки. Заявленные учреждением требования в арбитражный суд обусловлены осуществлением обычной хозяйственной деятельности учреждения, а не функцией государственного органа, в связи с чем ссылки учреждения на подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации отклонены судами.

Доводы учреждения направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

Приведенные учреждением и пенсионным фондом в жалобах доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.

Таким образом, основания для передачи жалоб учреждения и пенсионного фонда для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

определил:

в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

А.Г.ПЕРШУТОВ

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления