Законодательство РФ

Определение Верховного Суда РФ от 28.03.2017 N 308-КГ16-20694 по делу N А61-52/2016

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 28 марта 2017 г. N 308-КГ16-20694

Судья Верховного Суда Российской Федерации Завьялова Т.В., изучив кассационную жалобу Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (г. Беслан) на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.10.2016 по делу N А61-52/2016 Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания

по заявлению Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - антимонопольный орган, управление) о признании незаконными и отмене решения от 23.10.2014 N АМЗ-12-10/15, предписания от 23.10.2015 N АМЗ-12-10/15 и постановления от 24.12.2015,

при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Тавасиева Алана Афакоевича, Смайлиева Руслана Таймуразовича,

установила:

решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 04.05.2016, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2016, требования администрации удовлетворены частично. Решение и предписание антимонопольного органа признаны незаконными и отменены. В части признания незаконным и отмене постановления управления от 24.12.2015 о привлечении Хаутова Германа Асланбековича к административной ответственности по части 7 статьи 19.5 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, производство по делу прекращено.

Арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 06.10.2016 принятые по делу судебные акты отменил в части признания незаконным решения и предписания антимонопольного органа, в удовлетворении требования администрации в указанной части отказал. В остальной части судебные акты оставил без изменения.

В кассационной жалобе администрация ставит вопрос об отмене принятого по делу судебного акта суда кассационной инстанции, ссылаясь на нарушение его прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судом норм права.

Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.

При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов судья Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Как следует из судебных актов, оспариваемым решением антимонопольного органа администрация признана нарушившей подпункт 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Нарушения выразились в том, что администрация, как организатор торгов, разместив на официальном сайте извещение о проведении аукциона, указало о приеме заявлений на предоставление в аренду земельных участков, а не о приеме заявлений о намерении участвовать в аукционе.

Признавая ненормативные акты управления недействительными в части, суды исходили из того, что Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы не наделены полномочиями по проверке действий администрации в связи с предоставлением земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Земельным кодексом установлена процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства и иных целей, указанных в статье 39.18 Земельного кодекса. Данная процедура направлена на соблюдение баланса прав и законных интересов собственника земельного участка и граждан, заинтересованных в приобретении соответствующих прав на земельный участок.

Отменяя принятые по делу судебные акты, суд кассационной инстанции исходил из того, что допущенное администрацией нарушение при формировании документации об аукционе, ограничило возможность участия неопределенного круга лиц в проведенном аукционе, что привело к недопущению, ограничению и устранению конкуренции при проведении аукциона, поскольку порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности для названных целей, определен статьей 39.18 Земельного кодекса, и при наличии более одного претендента на земельный участок проведение аукциона по предоставлению земельного участка является обязательным.

Суд пришел к выводу о наличии у антимонопольного органа полномочий, поименованных в статье 18.1 Закона о защите конкуренции, поскольку согласно пункту 4.2 части 1 статьи 23 указанного Закона антимонопольный орган рассматривает жалобы на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества. В спорной правовой ситуации процедура торгов по предоставлению земельного участка является обязательной.

Доводы кассационной жалобы о том, что администрацией аукцион не проводился, а опубликование извещения в указанном виде является технической ошибкой, не может быть принят во внимание, поскольку спорные действия администрации как исполнительно-распорядительного органа, наделенного публичными полномочиями, повлекли нарушение прав и законных интересов гражданина, который имел намерения на участие в аукционе по приобретение прав на земельный участок, но был лишен такой возможности в той ситуации, когда наличие нескольких лиц, заинтересованных в получении прав на земельный участок для указанных целей, обязывает администрацию повести аукцион.

Иные доводы кассационной жалобы не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом округа норм материального или процессуального права.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отказать Администрации местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья

Верховного Суда Российской Федерации

Т.В.ЗАВЬЯЛОВА

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления