ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 октября 2020 г. N 302-ЭС20-10769
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019 по делу N А58-9165/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.06.2020 по тому же делу по заявлению Восточно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Восточно-Сибирское межрегиональное управление государственное автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о привлечении федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 11.10.2019, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2020, учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 25.06.2020 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Учреждение обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт по делу об отказе административному органу в удовлетворении заявления.
Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26.08.2020 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов установлены основания для передачи упомянутой жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) от 06.06.2019 N 8-ОД/Я в период с 17.06.2019 по 25.06.2019 административным органом проведен контрольный осмотр (обследование) участка автомобильной дороги общего пользования федерального значения А-360 "Лена" на участке км 1157 + 000 - км 635 + 000, по результатам которого установлены нарушения требований технического регламента и (или) иных законодательных и нормативно-технических документов в области использования автомобильных дорог, допущенные учреждением, как лицом, ответственным за ремонт и содержание указанной автомобильной дороги.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте контрольного осмотра (обследования) автомобильной дороги общего пользования федерального значения от 25.06.2019 N 08-ОД/Я, в связи с чем административный орган выдал учреждению предписание от 25.06.2019 N 37-ДП/Я об устранении в срок до 22.07.2019 указанных нарушений.
На основании распоряжения (приказа) от 24.07.2019 N 929/Я административным органом в период с 29.07.2019 по 08.08.2019 проведена внеплановая выездная проверка исполнения учреждением выданного предписания от 25.06.2019 N 37/ДП-Я, в ходе которой установлен факт невыполнения учреждением этого предписания, о чем был составлен акт от 07.08.2019 N 929/Я.
Невыполнение учреждением в установленный срок предписания от 25.06.2019 N 37/ДП-Я послужило основанием для составления административным органом в отношении учреждения протокола от 15.08.2019 N 5147/Я об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, и обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением о привлечении учреждения к указанной административной ответственности.
Рассматривая настоящий спор, признав доказанным наличие в действиях учреждения состава вмененного правонарушения, суды привлекли учреждение к административной ответственности, предусмотренной частью 15 статьи 19.5 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей. При этом, отклоняя доводы учреждения о нарушении административным органом процедуры привлечения к административной ответственности, суды указали, что в период с 17.06.2019 по 25.06.2019 административный орган не проводил мероприятия по контролю либо проверку в понимании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294), а предписание, за невыполнение которого учреждение привлекается к административной ответственности, выдано по результатам проведенного в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) контрольного осмотра без взаимодействия с учреждением.
Обжалуя судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, учреждение приводит доводы о существенных нарушениях судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Так, в частности, учреждение приводит доводы о том, что в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона N 196-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 настоящей статьи.
По мнению учреждения, в силу положений статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ, по результатам проведения контрольного осмотра (обследование) в отсутствие взаимодействия административным органом с учреждением у административного органа не было правовых оснований для выдачи предписания от 25.06.2019 N 37/ДП-Я, являющегося мерой правового реагирования и актом понуждения к совершению определенных действий, а, соответственно, является неправомерным привлечение учреждения к административной ответственности за невыполнение указанного предписания.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу учреждения с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Невер - Якутск Федерального дорожного агентства" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
А.Г.ПЕРШУТОВ
------------------------------------------------------------------