Законодательство РФ

Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 27.09.2018 N 4-АПГ18-15

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 сентября 2018 г. N 4-АПГ18-15

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Александрова В.Н.

судей Абакумовой И.Д., Калининой Л.А.

при секретаре Дарькине А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Ковбасюк С.В. Фетисовой О.Ю., Ким С.В. о признании недействующим с момента официального опубликования постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. N 993/47 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике областного значения "Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки" в части определения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 310-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок N 2) и исключения границ земельных участков с условным обозначением по апелляционной жалобе Ковбасюка С.В., Фетисовой О.Ю., Ким С.В. на решение Московского областного суда от 02 марта 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Правительства Московской области Горячевой Ю.И., представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Лобановой М.Ю., пояснения представителя Абрамова М.А., Маевской Т.А., ООО "Роза ветров - оператор" - Степановой Н.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

Ковбасюк С.В. Фетисова О.Ю. и Ким С.В. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента официального опубликования постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. N 993/47 "Об утверждении положения о государственном природном заказнике областного значения "Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки" в части определения границ земельных участков с условным обозначением поворотных точек: 310-319, 337-339, 372-392, расположенных у озерно-болотного комплекса д. Новинки (участок N 2) и исключения границ земельных участков с условным обозначением.

Решением Московского областного суда от 02 марта 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Не согласившись с решением суда, Ковбасюк С.В. Фетисова О.Ю., Ким С.В. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь, что решение суда принято с нарушением норм материального права.

Относительно апелляционной жалобы Правительством Московской области, Министерством экологии и природопользования Московской области, обществом с ограниченной ответственностью "Роза ветров - оператор" и прокуратурой Московской области представлены возражения.

В судебное заседание представители административных истцов, прокуратуры Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на них, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения, ведения Красной книги субъекта Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 3 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

В соответствии со статьей 6 Закона Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" Правительство Московской области утверждает положения (паспорта) особо охраняемых природных территорий областного значения, утверждает границы особо охраняемых природных территорий областного значения.

Как следует из материалов дела решением Исполнительного комитета Московского областного Совета народных депутатов (далее - исполком Мособлсовета) от 07 августа 1981 г. N 1025/15 "Об организации заказников в области" леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки объявлены заказником, с целью использования - научное, учебное, эстетическое, областное, место обитания редких видов растений и животных, место проведения учебной практики студентов МГТИ и установлен бессрочный режим особой охраны.

В соответствии с Положением о заказнике, утвержденным указанным решением исполкома Мособлсовета территория заказника ограничена с юга трассой Москва - Рига, с востока дорогой, ведущей к дачному поселку. Территория заказника у д. Новинки включает примыкающие к деревне озера, лес на глубину до 1 км, а также прилегающие луга до 200 м от края тростников.

Установленный Положением о заказнике 1981 г. (паспорт) режим охраны запрещает: расчистку леса и все виды рубок, том числе санитарные; выпас и прогон скота; изменение гидрологического режима территории: распашку поймы; возведение новых построек, не связанное с учебными и научными целями; охоту; рыбную ловлю (кроме специально отведенных мест); сбор растений на букеты; устройство туристических стоянок, разведение костров; проведение массовок и других массовых мероприятий; засорение территории; въезд, автомототранспорта, остановка автомототранспорта на трассе Москва - Рига ближе, чем в 1 км от заказника.

Постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. N 993/47, утверждено Положение о государственном природном заказнике областного значения "Леса окрестной АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки", которым приведено в соответствие требованиям действующего законодательства Положение о заказнике, утвержденное решением Исполкома Московского областного Совета народных депутатов от 07 августа 1981 г. N 1025/15 "Об организации заказников в области", в части установления границ заказника в системе координат МСК-50 с целью внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.

Указанное постановление Правительства Московской области, опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. http://www.moreg.ru, в газете "Ежедневные Новости Подмосковье" от 28 марта 2017 г. N 54 и в издании "Информационный вестник Правительства Московской области" от 13 апреля 2017 г. N 4.

Административные истцы являются собственниками земельных участков, расположенных в д. Новинки, с/п Павло-Слободское, Истринского района Московской области.

По мнению административных истцов границы особо охраняемой природной территории изменены постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. N 993/47 в сторону уменьшения площади государственного природного заказника в части - описания границ участка N 2 озерно-болотного комплекса у д. Новинки в нарушение действующего законодательства, в связи с чем исключение части земель нарушает права истцов на благоприятную окружающую среду.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемым нормативным правовым актом приведено в соответствие с требованиями действующего законодательства Положение о заказнике, утвержденное исполкомом Мособлсовета от 07 августа 1981 г. N 1025/15 в части установления его границ в системе координат МСК-50.

Охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы) является видом зон с особыми условиями использования территорий в соответствии со статьей 105 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции от 27 декабря 2009 г.) государственные природные заказники регионального значения образуются органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 2 статьи 24 указанного закона задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения, в том числе о зонах с особыми условиями использования территорий - природных заказников регионального значения, к которым относятся: индивидуальные обозначения (вид, тип, номер, индекс и тому подобное) таких зон или территорий; описание местоположения границ таких зон или территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении таких зон или границ территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон или границ территорий, а также источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в границах соответствующих территорий либо в пределах таких зон, если такими зонами являются зоны с особыми условиями использования территорий.

Описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек, в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42.

Для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости Министерством экологии и природопользования Московской области 21 сентября 2016 г. заключило государственный контракт с ООО "Гринлайф Кадастровое Бюро" N 1313-ЭКО для получения информации о границах особо охраняемой природной территории в географической системе координат или системе координат МСК-50. В результате проведенных работ установлены границы государственного природного заказника "Леса окрестностей АБС Павловская Слобода и озерно-болотный комплекс у д. Новинки", которые соответствуют описанию границ, содержащихся в Положении о заказнике 1981 г. Режим охраны заказника не претерпевал изменений с момента его создания.

Таким образом, постановлением Правительства Московской области от 26 декабря 2016 г. N 993/47 приведено в соответствие требованиями действующего законодательства Положение о заказнике 1981 г. в части установления его границ в системе координат МСК-50.

Доводы административных истцов о том, что оспариваемым положением изменены границы заказника, в связи с его реорганизацией, в нарушение процедуры установленной Законом Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не нашли своего подтверждения.

В соответствии со статьей 14.1 Закона Московской области от 23 июля 2003 г. N 96/2003-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях" реорганизацией особо охраняемых природных территорий является изменение границ, режима, категории, значения.

В целях проверки утверждений истцов, об изменении границ особо охраняемой природной территории судом первой инстанции проведена комплексная судебная эколого-землеустроительная экспертиза выполненная ФГБОУ ВО "Московский государственный университет геодезии и картографии". Определяя границу заказника, эксперты указали расстояние 200 м от края тростника, в то время как в решении исполнительного комитета установлена - на расстоянии до 200 м от края тростников, где минимальное значение не определено. На местность эксперты не выходили, обоснование выбора расстояния 200 метров в экспертном заключении отсутствует.

В судебном заседании первой инстанции допрошен в качестве специалиста гр. Щ. осуществляющий геодезическую деятельность, который пояснил, что для определения границ по снимку из космоса возможно применение двух методов: аналитический и картографический. Для этих методов существуют погрешности, но об этом в экспертном заключении не указано. Как определялись границы, от какой точки привязки и откуда взят космический снимок, в экспертном заключении не указано.

Результаты судебной экспертизы судом первой инстанции отклонены.

Поскольку в 1981 году границы заказника не были установлены, а лишь описаны, то однозначно их определить невозможно. Такие ориентиры как опушка леса, край тростника являются подвижными и могут изменяться с течением времени в зависимости от климатических условий. В целях подготовки проекта Положения о заказнике в 2008 - 2009 гг. проведено комплексное экологическое обследование и инвентаризация заказника. Реорганизация заказника не проводилась.

В 2016 году изменение границ заказника, режима, категории и значения не произошло, соответственно оснований для проведения процедуры реорганизации не имелось. При геодезической съемке границ особо охраняемой природной территории впервые оказалось технически возможным с высокой точностью определить площадь заказника, что произведено ответчиком при подготовке оспариваемого акта, в результате площадь заказника по данным исследования составила - 428, 29 га.

Таким образом, оспариваемым постановлением границы заказника приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

В отношении населенного пункта д. Новинки решением исполнительного комитета граница особо охраняемой природной территории определена по линии примыкающих к деревни озер, что соответствует границам, установленным оспариваемым постановлением. С момента утверждения положения о заказнике границы деревни не изменялись.

Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что права истцов на благоприятную окружающую среду не нарушены, поскольку не изменены границы, режим, категория и значение особо охраняемой природной территории. Земельные участки, принадлежащие истцам на праве собственности, не расположены в границах заказника. Оспариваемый акт в отношении истцов не применялся, субъектами указанных правоотношений они не являются. Каких-либо доказательств, подтверждающих нарушения их прав и законных интересов оспариваемым нормативным актом, не представлено.

На основании изложенного оспариваемый акт принят уполномоченным органом с соблюдением порядка его принятия в соответствии с требованиями действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере организации особо охраняемой природной территории заказника регионального значения.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Московского областного суда от 02 марта 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковбасюка С.В., Фетисовой О.Ю., Ким С.В. - без удовлетворения.

------------------------------------------------------------------




Популярные статьи и материалы
N 400-ФЗ от 28.12.2013

ФЗ о страховых пенсиях

N 69-ФЗ от 21.12.1994

ФЗ о пожарной безопасности

N 40-ФЗ от 25.04.2002

ФЗ об ОСАГО

N 273-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ об образовании

N 79-ФЗ от 27.07.2004

ФЗ о государственной гражданской службе

N 275-ФЗ от 29.12.2012

ФЗ о государственном оборонном заказе

N2300-1 от 07.02.1992 ЗППП

О защите прав потребителей

N 273-ФЗ от 25.12.2008

ФЗ о противодействии коррупции

N 38-ФЗ от 13.03.2006

ФЗ о рекламе

N 7-ФЗ от 10.01.2002

ФЗ об охране окружающей среды

N 3-ФЗ от 07.02.2011

ФЗ о полиции

N 402-ФЗ от 06.12.2011

ФЗ о бухгалтерском учете

N 135-ФЗ от 26.07.2006

ФЗ о защите конкуренции

N 99-ФЗ от 04.05.2011

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

N 223-ФЗ от 18.07.2011

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

N 2202-1 от 17.01.1992

ФЗ о прокуратуре

N 127-ФЗ 26.10.2002

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

N 152-ФЗ от 27.07.2006

ФЗ о персональных данных

N 44-ФЗ от 05.04.2013

ФЗ о госзакупках

N 229-ФЗ от 02.10.2007

ФЗ об исполнительном производстве

N 53-ФЗ от 28.03.1998

ФЗ о воинской службе

N 395-1 от 02.12.1990

ФЗ о банках и банковской деятельности

ст. 333 ГК РФ

Уменьшение неустойки

ст. 317.1 ГК РФ

Проценты по денежному обязательству

ст. 395 ГК РФ

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

ст 20.25 КоАП РФ

Уклонение от исполнения административного наказания

ст. 81 ТК РФ

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

ст. 78 БК РФ

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

ст. 12.8 КоАП РФ

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

ст. 161 БК РФ

Особенности правового положения казенных учреждений

ст. 77 ТК РФ

Общие основания прекращения трудового договора

ст. 144 УПК РФ

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

ст. 125 УПК РФ

Судебный порядок рассмотрения жалоб

ст. 24 УПК РФ

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

ст. 126 АПК РФ

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

ст. 49 АПК РФ

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

ст. 125 АПК РФ

Форма и содержание искового заявления