ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 августа 2018 г. N 305-ЭС18-14322
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л., изучив кассационную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области (г. Красногорск, Московская область) на решение Арбитражного суда Московской области от 19.12.2017, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2018 по делу N А41-57435/2017,
Комитет лесного хозяйства Московской области (далее - Комитет) и Федеральное агентство лесного хозяйства обратились в Арбитражный суд Московской области к обществу с ограниченной ответственностью "ПолигонСервис" (далее - Общество) со следующими требованиями:
- истребовать из чужого незаконного владения Общества земельный участок площадью 1741000+/-462 кв. м с кадастровым номером 50:03:0000000:5582 (категория земель - не установлена), имеющий вид разрешенного использования: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, расположенный по адресу: Московская область, Клинский район, г. Клин-9, в части наложения на земли государственного лесного фонда 23 Воронинского участкового лесничества Клинского филиала государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", площадью наложения 47 829,65 кв. м в указанных координатах;
- признать недействительными сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), в отношении указанного земельного участка в части наложения на земли государственного лесного фонда;
- указать, что решение суда является основанием для аннулирования в ЕГРН сведений в отношении спорного земельного участка в части наложения на земли государственного лесного фонда в указанных координатах.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерство обороны Российской Федерации, Территориальное управление Федерального агентства по управления государственным имуществом в Московской области.
Арбитражный суд Московской области решением от 19.12.2017, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2018 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 31.05.2018, отказал в иске.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить указанные судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Комитета на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 12, 195, 199, 209, 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", статьей 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", статьей 14 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", разъяснениями, приведенными в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в пунктах 36 и 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", установив, что истцы не представили надлежащих доказательств, подтверждающих наложение границ спорного земельного участка, находящегося в федеральной собственности и предоставленного Обществу в аренду, на земли лесного фонда, и не воспользовались своим правом заявить ходатайство о назначении судебной землеустроительной экспертизы, пришли к выводу об отсутствии совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения заявленных требований.
Суд округа признал выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными.
Доводы кассационной жалобы Комитета не опровергают приведенные выводы арбитражных судов, основаны на неправильном толковании норм процессуального права, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Комитету лесного хозяйства Московской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Верховного Суда Российской Федерации
И.Л.ГРАЧЕВА
------------------------------------------------------------------