ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 27 мая 2022 г. N 302-ЭС22-6823
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - министерство) на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2022 по делу Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) N А58-9136/2020 по заявлению Окружной администрации города Якутска (далее - администрация) о признании недействительным представления министерства от 23.09.2020 N 17/16-1/11-1492 в части пункта 6 мотивировочной части представления, пунктов 3, 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955 руб. 82 коп., пунктов 7, 8 резолютивной части представления (с учетом уточнения),
решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 03.06.2021 (с учетом определения об исправлении описок) требования удовлетворены частично. Представление министерства признано недействительным в части пункта 3 кроме предложения предоставить квартиры, приобретенные в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по адресам: г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 146; г. Якутск, ул. Бабушкина, дом 12/3, корпус 1, квартира 154, лицам из их числа путем перераспределения данных жилых помещений; пунктов 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), а также представления в срок до 31.12.2021 информации об устранении выявленных нарушений и недостатков, связанным с непредоставлением квартир, приобретенных в 2018 году. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2021, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28.01.2022, решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменено частично. В данной части принят новый судебный акт. Представление признано недействительным в части пункта 6 его мотивировочной части, пункта 5 (с учетом внесения изменений в представление письмом от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98) в части предложения возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) суммы переплаты в размере 70 463 955 руб. 82 коп., пунктов 7 и 8 в части предложения по итогам выездной проверки принять меры дисциплинарного взыскания, и представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков. В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставлено без изменения.
В кассационной жалобе министерство, ссылаясь на незаконность и необоснованность обжалуемых судебных актов, просит их отменить, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, на основании приказа министерства проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения бюджетного законодательства, целей, порядка и условий предоставления (расходования) субвенции из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на выполнение отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений в Городском округе "город Якутск" за 2018-2019 годы и истекший период 2020 года.
По результатам внеплановой камеральной проверки составлен акт от 14.08.2020, а также Окружной администрации города Якутска выдано представление, пунктом 6 мотивировочной части которого установлено, что в 2020 году заключены муниципальные контракты с завышением стоимости за жилые помещения на сумму 1 251 750 руб. 50 коп.
Окружной администрации города Якутска в целях устранения установленных нарушений предложено предоставить 9 квартир, приобретенных в 2018 году, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, путем перераспределения данных жилых помещений (пункт 3); возвратить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) сумму переплаты в размере 70 463 955 руб. 82 коп. (пункт 5 с учетом письма от 20.01.2021 N 17/16-1-33/24-98); принять меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации, к лицам, допустившим грубые нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в порядке, установленном статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации (пункт 7); представить в срок до 31.12.2021 подробную информацию об устранении выявленных нарушений и недостатков в Министерство финансов Республики Саха (Якутия) (пункт 8).
Не согласившись с данным представлением в приведенной части, администрация обратилась в суд.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суды установили, что конкурсной документацией при приобретении жилых помещений (квартир) в период 2018-2020 годы начальная (максимальная) цена контракта была определена нормативным методом с использованием средней стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения в 2017-2018 годах, используемой для расчета субвенций из госбюджета Республики Саха (Якутия) бюджетам муниципальных образований в рамках реализации основного мероприятия "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденных приказами Минстроя Республики Саха (Якутия) от 13.02.2017 N 67 и от 07.02.2018 N 38, рассчитана на приобретение 33 кв. м, при этом в описании объекта закупки, техническом задании общая площадь одного приобретаемого жилого помещения определена не менее 24 кв. м и не более 38 кв. м, в результате чего приобретены жилые помещения с общей площадью менее 33 кв. м по стоимости 33 кв. м. Кроме того, при определении общей площади приобретаемых жилых помещений площадь балконов переведена в общую площадь жилого помещения с использованием коэффициента 0,5 вместо 0,3, что в совокупности послужило основанием для вывода о допущенной переплате.
Частично удовлетворяя требование о признании недействительным пунктов 3, 7 и 8 представления, суды исходили из того, что администрации необходимо предоставить только 2 квартиры, в отношении остальных квартир договоры найма жилого помещения заключены до или в период проведения проверки.
При этом суд первой инстанции согласился с министерством о допущенной администрацией переплате средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия) за приобретенные квартиры, поскольку избранный администрацией подход привел к неэффективному использованию денежных средств, поскольку за те же средства администрацией фактически приобретено имущество в меньшем объеме, чем было возможно, в связи с чем в признании недействительным пункта 6 отказал.
При повторном рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции признал, что примененный администрацией подход расчета начальной (максимальной) цены контрактов является математически правильным и соответствует статье 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", статье 4 Закона Республики Саха (Якутия) от 15.12.2012 1154-З N 1201-IV в редакции проверяемого периода.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование о признании недействительными пунктов 5, 6, 7, 8 представления в соответствующей части, суд апелляционной инстанции исходил из того, что применение величины 33 квадратных метра для расчета начальной (максимальной) цены не влечет невозможность приобретения жилых помещений от 24 до 38 квадратных метров, исходя из цены контракта; возможные нарушения, связанные с использованием в отношении площади балконов коэффициента 0,5 вместо 0,3 при определении общей площади приобретаемых жилых помещений не влияли на определение цены контракта.
Поддерживая выводы суда апелляционной инстанции, суд округа указал на отсутствие в материалах дела доказательств того, что расчет начальной (максимальной) цены контрактов с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) привел бы к наименьшим затратам на приобретение жилых помещений.
Доводы кассационной жалобы, в том числе со ссылкой на судебную практику, основаны на ином видении существенных обстоятельств спора, и выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
отказать Министерству финансов Республики Саха (Якутия) в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО
------------------------------------------------------------------